Защитники честиСегодня трудно представить Средние века без благородных рыцарей, звона мечей и тяжкого топота боевых скакунов. И только благодаря музейным экспонатам, сохранившим для нас ауру того далекого времени, образы рыцарей приобретают зримые черты. Рыцарский зал Эрмитажа в этом ряду - один из лучших в мире... Создание Рыцарского зала было бы невозможно без российского императора Александра I, который в молодости увлекся историей рыцарства и собрал замечательную коллекцию оружия и доспехов различных эпох. В его собрание, хранившееся в Царском Селе, попали искусные доспехи, сделанные итальянскими, немецкими, французскими и испанскими мастерами, трофейное восточное оружие, привезенное в Россию после турецких и персидских войн и кавказских военных походов, а также огромное количество образцов русского оружия. И когда в Эрмитаже решили создать Рыцарский зал, эта коллекция послужила его основой. Союз духа и железаВ настоящее время в Рыцарском зале хранится более 15 тысяч экспонатов западноевропейского боевого, турнирного и охотничьего оружия, холодного и огнестрельного, оружия наступательного и оборонительного. Уникальная экспозиция позволяет на первоклассных образцах проследить основные этапы его развития с XV по XVII век. Оружие Средних веков для знатных людей выполняло несколько важнейших функций. В первую очередь, от его качества зависела жизнь владельца. Поэтому его надежности, крепости и функциональности придавалось первостепенное значение. Оружие и доспехи ценились выше всякой другой собственности - стоимость меча и доспехов порой достигали стоимости коровьего стада численностью 45-50 голов. Кроме того, оружие определяло положение человека в обществе - чем лучше и изысканнее оно было украшено, тем выше был статус его обладателя. Поэтому в его изготовлении и оформлении принимали участие не только ремесленники-кузнецы и полировщики, отвечающие за технические качества, но и художники-декораторы, чеканщики, резчики, граверы и прочие специалисты. Прямо у входа в Рыцарский зал можно воочию увидеть вооружение воина XV века. Это сложный набор разнообразных приспособлений, применение которых требовало немалой физической силы, сноровки и специальных навыков. Главным здесь была кольчуга, которую надевали поверх ватной стеганой рубашки - гамбезона. Если бы под кольчугой не было спасительного «уплотнителя», железо бы натерло на теле кровавые мозоли, летом в нем можно было бы задохнуться от жары, а зимой окоченеть от холода. Как известно, кольчуга предохраняла от режущих и рубящих ударов. Голову и верхнюю часть лица защищал шлем - салад, а противостоящие ему опасности воин видел только в узкую прорезь для глаз. Казалось бы, с такой защитой можно воевать, никого и ничего не опасаясь. Однако техническое совершенство не стоит на месте - вскоре оружейники придумали трехгранный кинжал, который свободно проникал сквозь кольчужные кольца и доставал до тела. Это и привело к появлению пластинчатого доспеха - уникальной защиты средневекового рыцаря. Одним из лучших образцов такого рода является «готический доспех». Его придумали оружейники Германии во второй половине XV века. Готический доспех, хранящийся в Рыцарском зале, был создан в Аугсбурге в первой половине XV века мастером Лоренцом Хельмшмидтом. Характерной его особенностью являются острые углы, заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках. Шлем «готического доспеха» изготавливали без гребня, так что его очертания напоминали германскую каску. Этот тип доспеха имел гофрирование и рифление, которые играли роль ребер жесткости и значительно повышали надежность доспеха. «Готический доспех» был сконструирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную свободу движений. Так, кираса (железный жилет, защищающий туловище) имела конструкцию, позволяющую корпусу рыцаря свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки-полурукавицы, лучше защищающие пальцы, чем саму кисть. Такой доспех насчитывал до 160 пластин, вес его колебался от 16 до 20 кг. Но невзирая на подобный вес доспех, изготовленный и подогнанный по фигуре (а это делали в подавляющем большинстве случаев), так удобно распределялся по телу, что тренированный рыцарь мог с короткого разбега перепрыгнуть через забор, форсировать замковый ров и даже влезть «на руках» по штурмовой лестнице. И даже если в него попадала пуля, рыцарь рисковал получить ранение, но мог остаться живым или вообще избежать увечья. От щита-рондаша до наручей Филиппа IIДо конца XVII века одним из главных средств защиты для воина был щит. Они были самых разных конструкций и назначений. Среди них особое место занимал щит-рондаш, состоявший из множества частей. У него к железной перчатке прикреплялся круглый щит, окружность которого вырезали зубцами. Эти зубцы и являлись ловушками для клинков противника. Под рукавицей к щиту крепилось лезвие, которое выступало из-за края на 50 см. Часто на щите и железной перчатке помещали дополнительные лезвия и штыри, многие из которых имели пилообразные лезвия. Щит-рондаш из коллекции Рыцарского зала изготовлен в мастерской Лючио Пиччинино, сына известного мастера Антонио Пиччинино. Он жил в Милане в середине XVI века и был не только искусным оружейником, но и замечательным чеканщиком. Пиччинино выполнял заказы для Карла V - императора Священной Римской империи, последнего монарха, отпраздновавшего в Риме свой триумф. Уникальный 59-сантиметровый стальной щит, покрытый золотом и серебром, отличается великолепным и сложным декором. Вороненая поверхность украшена чеканкой и отделана в технике таушировки - насечки золотом и серебром. Сложная композиция гармонично сочетается с круглой формой. Сюжетом рельефа является рассказ древнеримского историка Тита Ливия о весталке Тусции, которая в доказательство своей невинности принесла воду в решете. Среди предметов, имеющих отношение к монаршим особам, в Рыцарском зале представлен наруч от доспеха Филиппа II, испанского короля. Как известно, наручи защищали руки рыцаря от локтя до кисти. Экспонат немецкой работы датирован приблизительно 1546 годом и представляет собой подвижный наплечник с низким гребнем и налокотником-полураковиной. Он украшен глубоким травлением и позолотой. Кроме средств защиты - разнообразных доспехов и шлемов, в Рыцарском зале выставлена большая коллекция холодного оружия. Здесь представлены лучшие европейские образцы XVI-XVII веков, изготовленные руками «клинковых дел мастеров» испанского города Толедо. Эти шпаги, ножи и стилеты были легкими и гибкими, но вместе с тем - прочными и упругими. Многие из них декорированы резьбой, гравировкой и чеканкой. Так, здесь представлен великолепный кинжал, рукоять которого покрыта мелким растительным орнаментом, выполненным в технике таушировки золотом. Высокий художественный уровень его исполнения позволяет предположить авторство известного кастильского оружейника Диего де Сайаса. Дмитрий КУПРИЯНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|