Кабинет КуччиВо второй половине 17-го века французский престол занял Людовик XIV — «король-солнце». Его стремление к роскоши и богатству сделало королевский двор лучшим в Европе. В Париж пригласили самых лучших мастеров — ювелиров, художников, мебельщиков. Среди них был и выдающийся мастер мебельного искусства, итальянец Доменико Куччи… Уже в 1662 году, после начала самостоятельного правления, Людовик XIV распорядился разместить в бывших ковроткацких помещениях братьев Гобелен, расположенных в предместье Парижа, лучших в Европе ремесленников. Там создали центр по производству мебели для королевских дворцов. Король был вдохновлен примером такого же центра, созданного во Флоренции великим герцогом Тосканским. Директором «Королевской мебельной мануфактуры» назначили «первого живописца короля» Шарля Лебрёна. По его инициативе и был приглашён в Париж краснодеревщик Доменико Куччи. В отделении по изготовлению мебели под его руководством делали изысканные шкафы с выдвижными ящиками, декорированные панелями с инкрустацией из цветного твёрдого камня и вставками из золоченой бронзы. В этом стиле Куччи создал несколько изящных кабинетов для королевского двора. Материалом для них служило дерево местных пород, хорошо поддающееся резьбе. Сверху оно покрывалось позолотой. Кроме него, использовали и привозное чёрное дерево, которое инкрустировалось серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов. Дошедший до нас великолепный кабинет эпохи Людовика XIV также был изготовлен Доменико Куччи и мастерами мануфактуры Гобеленов приблизительно в 1665-1675 годах. Сюжетная основа множественных панно, украсивших этот кабинет, — Орфей, привлекающий своим пением диких животных. Здесь есть верблюд, лошадь, носорог, олень — одним словом, переплетены сюжеты разных культур и мифологических сцен. Нижняя часть кабинета выполнена в виде атлантов и кариатид — грациозных мифологических существ, сделанных из гранита, покрытого позолотой. Надёжные материалы в сочетании с камнем придали этой изящной мебельной конструкции прочность и долговечность, дав ей способность пережить века. Кабинет украшен дивной флорентийской мозаикой в технике pietra dura и является подлинным шедевром эпохи барокко. После того как кабинет покинул пределы Версаля, он принадлежал шведскому королю Карлу X Густаву, первому монарху Швеции из Пфальц-Цвейбрюкенской династии, правившему страной с 1654 по 1660 год, а потом вдовствующей королеве Хедвиге Элеоноре — об этом свидетельствует лазуритовая табличка, расположенная на задней стенке кабинета. Это одна из трёх работ Куччи, дошедших до наших дней. Два других кабинета, созданные мастером около 1681-1683 годов, находятся в коллекции герцога Нортумберлендского. Уникальный кабинет стал одним из самых дорогих предметов антикварной мебели, проданных на аукционе Christie's в последнее время, — пожелавший остаться неизвестным покупатель заплатил за него 7,4 миллиона долларов. Игорь РОДИОНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|