Диадема сарматской царицыВ 1864 году в центре города Новочеркасск, столицы Донского казачества, при строительстве водопровода раскопали курган Хохлач. Там обнаружили разграбленное сарматское царское захоронение. Но среди уцелевших уникальных предметов было найдено изделие, названное диадемой сарматской царицы... ![]() Захоронение, позволившее заглянуть за горизонт сарматской культуры, назвали «Новочеркасским кладом». Оно в основном включало в себя замечательные изделия сарматских и греческих мастеров, воплотившие все характерные черты сарматского искусства - звериный стиль, полихромные вставки из драгоценных и полудрагоценных камней и стекла. Известно, что в I-II веках в южнорусских степях, на Дону, в Нижнем Поволжье и на Кубани главную роль играли кочевые племена сарматов. Распространившись на этой территории, они оттеснили скифов, которые сохранили свое господствующее положение только в Крыму. Степень развития отдельных сарматских племен была разной. Те из них, которые соприкасались с городами Причерноморья и находились с ними в торговых сношениях, развивались быстрее и оказывали, в свою очередь, большое влияние на эти города. Часть сарматской знати селилась в них, смешиваясь с местной знатью. Смешение разных народов, живущих каждый своим укладом, способствовало взаимопроникновению культур и выработке нового стиля. Это синтез был благом для творцов, и в частности - для ювелиров, сумевших взять на вооружение достижения разных культур. В найденной диадеме искусно соединены детали разных направлении, умении и форм. В центре диадемы на основе из двух спаянных золотых листов укреплена головка античной богини. Она исполнена из аметистового кварца: лицо светло-серого цвета по мере движения вверх меняет оттенок и в районе расположения волос становится лиловым. Появление фигурки этой богини относится к более раннему времени, чем то, когда создана диадема, и свидетельствует о культурных связях сарматов с античным миром. Они использовали античный памятник для украшения диадемы своей правительницы, наделяя его совсем иным смыслом. Вероятно, сарматы видели в ней божество, связанное с культом плодородия. Возможно, что обладательница диадемы была жрицей, служившей некоему культу. Сверху на диадеме укреплены золотое древо (олицетворение жизни, которому поклонялись не только сарматы, но и некоторые другие народы), а также фигурки священных животных - оленей и козлов, стоящих между деревьями. В центре ободка диадемы пламенеют гранаты, на нижнем и верхнем краях расположены жемчужины, сбоку от гранатов - цветное стекло и маленькие вставки бирюзы и кораллов. Исследователи, начиная с первых публикаций, описывая диадему, отмечали в ее декоре сочетание черт античного и варварского искусства. Так, например, фигурки животных и хищных птиц по своим стилистическим признакам относятся к изделиям сарматского звериного стиля, форма диадемы напоминает античные калафы, греческий облик имеют верхние фигурки птичек, ободки из бусин и бляшек, розетки и амфоровидные подвески. Крупные вставки из камня и разноцветного стекла продолжают традиции греко-римского ювелирного искусства. Длина диадемы равна 61 сантиметру, высота - 15 сантиметрам (вместе с фризом). Одни ученые полагают, что диадема, по-видимому, изготовлена боспорским мастером, другие приписывают ее ювелирам Бактрии, являвшейся в те времена основным центром производства изделий полихромного стиля. Хотя близость к скифо-сибирскому стилю позволяет предположить, что диадема принадлежала царице аорсов - одного из кочевых восточных сарматских племен, занимавшего территории от Южного Урала до Нижнего Поволжья и Азовского моря. В настоящее время диадема является частью коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Игорь РОДИОНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|