История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Диадема сарматской царицы

В 1864 году в центре города Новочеркасск, столицы Донского казачества, при строительстве водопровода раскопали курган Хохлач. Там обнаружили разграбленное сарматское царское захоронение. Но среди уцелевших уникальных предметов было найдено изделие, названное диадемой сарматской царицы...

Диадема сарматской царицы

Захоронение, позволившее заглянуть за горизонт сарматской культуры, назвали «Новочеркасским кладом». Оно в основном включало в себя замечательные изделия сарматских и греческих мастеров, воплотившие все характерные черты сарматского искусства - звериный стиль, полихромные вставки из драгоценных и полудрагоценных камней и стекла.

Известно, что в I-II веках в южнорусских степях, на Дону, в Нижнем Поволжье и на Кубани главную роль играли кочевые племена сарматов. Распространившись на этой территории, они оттеснили скифов, которые сохранили свое господствующее положение только в Крыму.

Степень развития отдельных сарматских племен была разной. Те из них, которые соприкасались с городами Причерноморья и находились с ними в торговых сношениях, развивались быстрее и оказывали, в свою очередь, большое влияние на эти города. Часть сарматской знати селилась в них, смешиваясь с местной знатью. Смешение разных народов, живущих каждый своим укладом, способствовало взаимопроникновению культур и выработке нового стиля. Это синтез был благом для творцов, и в частности - для ювелиров, сумевших взять на вооружение достижения разных культур. В найденной диадеме искусно соединены детали разных направлении, умении и форм.

В центре диадемы на основе из двух спаянных золотых листов укреплена головка античной богини. Она исполнена из аметистового кварца: лицо светло-серого цвета по мере движения вверх меняет оттенок и в районе расположения волос становится лиловым.

Появление фигурки этой богини относится к более раннему времени, чем то, когда создана диадема, и свидетельствует о культурных связях сарматов с античным миром. Они использовали античный памятник для украшения диадемы своей правительницы, наделяя его совсем иным смыслом.

Вероятно, сарматы видели в ней божество, связанное с культом плодородия. Возможно, что обладательница диадемы была жрицей, служившей некоему культу.

Сверху на диадеме укреплены золотое древо (олицетворение жизни, которому поклонялись не только сарматы, но и некоторые другие народы), а также фигурки священных животных - оленей и козлов, стоящих между деревьями. В центре ободка диадемы пламенеют гранаты, на нижнем и верхнем краях расположены жемчужины, сбоку от гранатов - цветное стекло и маленькие вставки бирюзы и кораллов.

Исследователи, начиная с первых публикаций, описывая диадему, отмечали в ее декоре сочетание черт античного и варварского искусства. Так, например, фигурки животных и хищных птиц по своим стилистическим признакам относятся к изделиям сарматского звериного стиля, форма диадемы напоминает античные калафы, греческий облик имеют верхние фигурки птичек, ободки из бусин и бляшек, розетки и амфоровидные подвески. Крупные вставки из камня и разноцветного стекла продолжают традиции греко-римского ювелирного искусства.

Длина диадемы равна 61 сантиметру, высота - 15 сантиметрам (вместе с фризом).

Одни ученые полагают, что диадема, по-видимому, изготовлена боспорским мастером, другие приписывают ее ювелирам Бактрии, являвшейся в те времена основным центром производства изделий полихромного стиля.

Хотя близость к скифо-сибирскому стилю позволяет предположить, что диадема принадлежала царице аорсов - одного из кочевых восточных сарматских племен, занимавшего территории от Южного Урала до Нижнего Поволжья и Азовского моря.

В настоящее время диадема является частью коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Игорь РОДИОНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая