История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Пряжка царицы

Среди знаменитых драгоценностей российских монархов видное место занимает большая пряжка-аграф. Она принадлежала императрице Елизавете Петровне, которая носила ее в качестве застежки для горностаевой мантии...

Пряжка-аграф царицы Елизаветы

Аграфом, или агривом (от старофранцузского agrafe - «зажим, скрепка, крючок»), первоначально называлась застежка для скрепления отдельных частей одежды. Впоследствии так стали называть и ювелирные изделия, используемые для украшения причесок, шляп, обуви.

Аграф представлял собой пластину, венок или розетку с крючком и петлей. Обычно он изготавливался из драгоценных металлов и украшался драгоценными и полудрагоценными камнями, красивым декором с чеканкой или эмалью.

Как известно, Елизавета, дочь Петра I и Екатерины I, рожденная за два года до их законного брака, согласно завещанию Екатерины, должна была занять престол после Петра II и Анны Петровны. Однако в 1730 году, когда Петр II приказал долго жить, завещание проигнорировали и отдали трон двоюродной сестре Елизаветы - Анне Иоанновне.

С этого момента для дочери Петра Великого наступили трудные времена. Она фактически находилась в опале, не имела достаточных средств к существованию и даже носила «простенькие платья из белой тафты, подбитые черным гризетом», чтобы не влезать в долги. И это при том, что Елизавета очень любила красивую одежду, драгоценности и разнообразные увеселения. Поэтому после 1741 года, когда Елизавета с помощью Преображенского полка осуществила дворцовый переворот, она начала наверстывать упущенное. Начало ее царствования запомнилось как период роскоши и излишеств. «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится, порядка только нет», - иронизировал А.К. Толстой.

Елизавета Петровна задавала тон придворной жизни и была законодательницей мод. Ее пристрастие к моде, со временем переросшее в манию, подтверждает и тот факт, что после смерти императрицы в ее гардеробе насчитали 15 тысяч платьев - такого количества не может себе позволить ни одна из нынешних модниц! Лишь на исходе жизни из-за болезни и тучности Елизавета отошла от придворных забав.

Взойдя на трон, она всячески себя ублажала: у нее было множество нарядов, драгоценностей и дорогих безделушек. Некоторые из них были настоящими ювелирными шедеврами. Безо всяких сомнений, к их числу можно отнёсти и большую пряжку-аграф, которую для императрицы в 1750-х годах изготовил придворный ювелир Иеремия Позье. Этот франко-швейцарский ювелир, художник и мемуарист получил известность благодаря выполненным заказам для Российского императорского двора. Хотя, по другой версии, в создании шедевра принимали участие мастера Ж.А. Дюбюлон и М.И. Ратцев.

Аграф выполнен в форме банта, длиной 25 сантиметров и шириной 11 сантиметров, и состоит из трех ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Ветви искусно переплетены, поэтому, невзирая на массивность, они кажутся легкими и воздушными. Важную роль в создании настроения играют и мелкие цветки, разбросанные на хрупких стеблях между ветвями. В аграфе сочетаются бриллианты различной, но очень искусной огранки.

Для создания пряжки использовались традиционные драгоценные металлы - золото и серебро. На все изделие понадобилось 20 граммов золота и 319,34 грамма серебра. А бриллиантов, выбранных в качестве украшения, понадобилось 805 штук. Общий вес камней составил 475,44 карата. Сегодня пряжку-аграф можно увидеть среди экспонатов Алмазного фонда России.

Игорь РОДИОНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая