История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Колт с райскими птицами

Мастера Киевской Руси ничуть не уступали в своем искусстве ювелирам Западной Европы, Византии или далекой Азии. Об этом можно судить по женским украшениям-колтам, дошедшим до наших дней...

Золотой колт из киевского клада XI века

Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими ювелирными техниками, в том числе художественным литьем, техникой скани и золотой наводки. Конечно, не обошлось без чужеземного влияния, особенно Византии, которую с Русью связывали не только торговые отношения, но и общая религия. Надо полагать, что некоторые из киевских «златников» бывали в Царьграде и могли лично видеть изделия тамошних ремесленников. Другие же учились на образцах, которые привозили в Киев торговые караваны.

Но со временем русичи наработали свои приемы и стали вровень с лучшими ювелирами других стран.

Киевские «златники» мастерски обрабатывали самоцветы, делали оригинальные височные кольца, которые женщины вплетали в прическу или подвешивали к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты, бусы и колты - металлические подвески, прикреплявшиеся к головному убору. Они состояли из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом. Наверху колта имелся вырез, над которым крепилась дужка для подвешивания. Между щитками вкладывалась ткань, пропитанная душистыми маслами, аромат которых распространялся вокруг, когда колты покачивались, - это было что-то наподобие современных духов.

Материалом для колтов служило золото или серебро, а украшали их зернью, чернью, сканью, серебром или эмалью. Женщины крепили их к головным уборам с помощью разнообразных подвесок-рясен, лент или цепочек.

Неудивительно, что в основном «златники» жили в крупных городах - в Великом Новгороде, Владимире или Киеве. Ведь здесь была их «клиентура» - великие князья, их жены и родственники, а также богатые горожане, не желавшие отставать от моды.

В XI-XII веках широко были распространены золотые колты с перегородчатой эмалью. Насыщенные яркие оттенки эмали хорошо сочетались с золотом. Они покрывали золотую гладь яркой мозаикой синего, белого, плотно-зеленого и красно-кирпичного цветов. По краю изделия часто помещалась жемчужная обнизь.

Большое значение придавалось и изображению, которым чаще всего являлась композиция из двух птиц-сиринов с древом жизни в центре.

Точно такие же птицы изображены и на колте из Киевского клада XI века, ныне находящегося в Метрополитен-музее. Головки сиринов, украшенные вставками из разноцветной эмали, повернуты друг к другу, хотя их туловища с такими же яркими вкраплениями направлены в разные стороны. Между птицами помещено райское древо, чем-то похожее на рождественскую елку с цветными шарами. Хотя, конечно же, о Рождестве здесь не может быть и речи - хоть этот праздник пришел на Русь в X веке, елка еще не стала главным украшением. Так что дерево - обыкновенный символ плодородия, связывающий людей крепче любого религиозного обещания.

Представленный колт, размеры которого 4, 8 на 5,4 сантиметра, выполнен из золота с использованием техники перегородчатой эмали. Изящество и красота этого изделия не потускнели с годами - будьте уверены, от такого украшения не отказалась бы ни одна современная модница.

Игорь РОДИОНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая