Советские «звёздные войны»

Автор: Maks Мар 7, 2022

Говоря о недопустимости милитаризации космоса, советские пропагандисты обычно имели в виду разрабатываемую в США программу «звездных войн». Только в 2010 году была рассекречена информация о том, что параллельно с американцами конкретные шаги в данном направлении делали ученые и конструкторы СССР. Их работа над совершенно секретным проектом «Спираль», позже получившим неофициальное название «убийца шаттлов», началась еще в 1960-х годах, а создаваемый аппарат должен был стать первым в мире боевым космическим кораблем.

В ответ на планы американцев

Уже через три недели после того как советские специалисты впервые вывели на орбиту искусственный спутник Земли, в конце октября 1957 года, Соединенные Штаты приступили к разработке космического перехватчика Х-20 Dyna-Soar (от Dynamic Soaring, в переводе с английского — «Динамическое парение»). Его разработкой занималась компания Boeing. Устройство было задумано как воздушно-орбитальной военный самолет, который выводился в космическое пространство с помощью ракеты-носителя и мог выполнять несколько задач: проводить фоторазведку, исследовать и сбивать спутники противника, а также, снизившись в атмосферу, производить бомбометание — в том числе ядерных зарядов.

Правда, уже в 1963 году проект закрыли (на его разработку потратили 410 миллионов долларов), выбор американских специалистов был сделан в пользу программ пилотируемых космических кораблей Mercury («Меркурий») и Gemini («Близнецы»). Но московское руководство узнало от наших разведчиков о планах создания Х-20 Dyna-Soar. И перед советскими конструкторами поставили задачу: срочно создать аппарат подобного типа.

Задание в 1965 году было передано опытно-конструкторскому бюро (ОКБ) Артема Микояна. Сверхсекретный проект получил название «Спираль», его руководителем стал ведущий специалист Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Экономические перспективы

Проект предусматривал создание многоразового двухступенчатого аппарата, состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета с ракетным ускорителем. Последний с набором необходимых скорости и высоты должен был отделяться и с помощью закрепленных на нем ракетных двигателей выходить на околоземную орбиту, а затем, выполнив поставленную задачу, совершать самостоятельное приземление.

На случай экстренной ситуации для спасения пилота предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными двигателями, она могла отстреливаться от устройства на любом этапе его движения.

Космолет, подобно американскому Х-20 Dyna-Soar, должен был решать сразу несколько задач: производить разведку, уничтожать аппараты противника и проводить бомбардировки с недосягаемой высоты. Даже двухсотметровое отклонение пущенной им ракеты не помешало бы гарантированно уничтожить авианосец противника.

Старт системы происходил с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 километров в час. Самолет-разгонщик, оборудованный двухместной герметичной кабиной экипажа с катапультируемыми креслами, на высоте 28-30 километров и скорости свыше 7000 километров в час запускал пилотируемый аппарат с размахом крыльев 7,4 метра и длиной 8 метров. Закрепленный на аппарате ракетный ускоритель помогал устройству достигнуть первой космической скорости (7,9 километра в секунду).

Проект был очень перспективным с экономической точки зрения: оба самолета возвращались на землю, терялся только сравнительно дешевый ракетный ускоритель. Кроме того, новая система становилась самым выгодным средством вывода грузов на орбиту: если ракета «Союз» поднимала в космос всего 2,5 процента от стартовой массы, то устройство «Спираль» — 12,5 процента.

Космический «лапоть»

Орбитальный самолет-космоплан имел тупой закругленный нос — из-за чего получил прозвище «Лапоть».

Во время испытаний аппарат запускался в космос с помощью ракеты-носителя. Поскольку ее мощность была ограниченной, вместо самолета-космоплана использовалась модель БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан), выполненная в масштабе 1:3. Пуски производились с полигона Капустин Яр в Астраханской области.

Поначалу испытания проходили не слишком успешно. Вот краткая хронология экспериментальных запусков:

БОР-1 (15.07.1969), макетное изделие из текстолита, — сгорело при баллистическом спуске.

БОР-2 (06.12.1969) — отказ системы управления, сгорание при баллистическом спуске.

Еще один Б0Р-2 (31.07.1970) — успешный полет.

БОР-2 (22.04.1971) — прогар теплозащиты, неполадки с парашютной системой, устройство разбилось.

БОР-2 (08.02.1972) — успешный полет.

БОР-З (24.05.1973) — разрушение на высоте 5 километров, устройство разбилось.

БОР-З (11.07.1974) — неполадки с парашютной системой, устройство разбилось.

Пять следующих аппаратов серии Б0Р-4 показали куда более впечатляющие результаты. Четыре из них совершили несколько витков вокруг Земли и успешно приводнились в Черном море и Индийском океане, а еще один остался на орбите (для средств массовой информации их называли спутниками «Космос» с определенными порядковыми номерами).

Испытания гиперзвукового самолета-разгонщика МиГ-105.11 проходили с декабря 1975 года по сентябрь 1978-го. Аппарат успешно летал и садился, двигатель работал нормально.

Кстати, сохранить секретность проекта «Спираль» в полной мере не удалось. Поднятие одного из приводнившиеся в Индийском океане аппаратов на борт советского судна зафиксировал корабль ВМС Австралии. С него было сделано большое количество фотоснимков, которые передали в ЦРУ и NASA. Позже американские инженеры использовали некоторые идеи советских конструкторов при создании своих шаттлов.

Межведомственные конфликты

Проект БОР-5 «Спираль»В 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа будущих пилотов орбитальных самолетов-космопланов, самым известным участником которой стал космонавт номер два Герман Титов. Он понимал, что шансов еще раз полететь на кораблях типа «Союз» или «Восход» у него мало — слишком большая очередь из тех, кто еще не поднимался на орбиту. А вот желающих в будущем опробовать новую систему поначалу было всего лишь несколько — помимо Титова в группу входили Василий Лазарев, Анатолий Филипченко, Леонид Кизим, Юрий Романенко, Владимир Джанибеков, Юрий Малышев (все они потом побывают в космосе на кораблях типа «Союз»), а также Анатолий Куклин (впоследствии отчисленный из отряда космонавтов по состоянию здоровья).

Большой интерес к программе «Спираль» проявило Министерство обороны. Все космодромы СССР находились на прицеле ракет противника и в случае военного конфликта могли быть уничтожены. В этом смысле идея «космического истребителя», который мог бы стартовать с любой аэродромной полосы, выглядела очень перспективно.

Казалось, что проект «убийцы шаттлов» совсем скоро будет реализован. Но вместо этого программу «Спираль» внезапно закрыли. По легенде министр обороны СССР Андрей Гречко, когда ему на подпись принесли документацию, подбросил бумажные листы и грозно заявил: «Фантастикой мы заниматься не будем!». Его поддержал член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Устинов, отвечавший за работу оборонного комплекса.

Исследователи называют несколько причин прекращения работы над перспективной программой. Одна из них — межведомственные конфликты. После смерти Сергея Королева его конструкторское бюро возглавил Василий Мишин, крайне ревниво относившийся к конкурентам из ОКБ Микояна. Кроме того, советская разведка доложила, что аналогичный проект американцев давно закрыт, поскольку его признали неосуществимым. Наконец, и в США, и в СССР началась работа над кораблями многоразового использования (соответственно, «космическими челноками» и орбитальными устройствами типа «Энергия-Буран»),

В итоге программу «Спираль» закрыли, сочтя морально устаревшей и не отвечающей последним требованиям времени. Работавших в проекте космонавтов перевели в общий центр подготовки.

Научные наработки, конечно же, не пропали — ведь именно Глеб Лозино-Лозинский позже станет главным конструктором «Бурана». Так что сверхсекретный проект «Спираль», даже не будучи реализованным, сыграл значительную роль в дальнейшем освоении космического пространства.

В настоящее время аналог боевого орбитального самолета системы «Спираль» можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино Московской области.

Элина ПОГОНИНА

  Рубрика: Военная тайна 180 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,236 сек. Потребление памяти:9 mb