Спасти «Салют-7»

Автор: Maks Дек 1, 2017

Как правило, сценарии художественных научно-фантастических фильмов с «космическим» сюжетом являются плодом воображения их создателей. Но отечественный фильм «Салют-7», недавно вышедший на экраны, рассказывает о реальных событиях нашей истории

Орбитальная космическая станция «Салют-7» была выведена на орбиту Земли 19 апреля 1982 года. За время ее существования на борту побывал 21 космонавт, в том числе представители Франции и Индии, было проведено множество научных экспериментов. Посещения станции продолжились до 1986 года. 4-6 мая 1986 года космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев, чей «Союз» был пристыкован к орбитальной станции «Мир», перелетели на «Салют», провели там серию экспериментов, после чего законсервировали ее. Но воздействия различных космических факторов, в том числе повышенная солнечная активность, сделали станцию непригодной к дальнейшему использованию. К тому же у нее произошло отклонение от орбиты, и в ночь на 7 февраля 1991 года она сгорела в плотных слоях атмосферы над Южно-Американским континентом.

Досадный сбой

Однако смерть «семерки» могла состояться шестью годами ранее. Вернемся к ее истории. В октябре 1984 года «Салют» был переведен в автоматический режим полета. Станция дожидалась следующего экипажа, который должен был прилететь в середине мая 1985 года.

Несколько месяцев полет «Салюта» происходил в штатном режиме, но 11 февраля 1985 года произошел сбой. Телеметрическая система контроля показала неисправность одного из блоков, отвечающих за передачу информации в Центр управления полетами (ЦУП). Как потом оказалось, сбой произошел из-за определенного несовершенства энергообеспечивающей системы. В результате связь со станцией была полностью потеряна. Это могло обернуться катастрофой — неуправляемая 20-тонная махина могла сойти с орбиты и рухнуть в любой точке Земли, как это произошло в 1979 году с американской станцией «Скайлэб». К сожалению, реанимировать связь с «Салютом» не удалось. Оставалось единственное решение — отправить на станцию космонавтов, чтобы они на месте разобрались в причинах неисправности. Это было более чем рискованное предприятие — отправлять людей, которые могли погибнуть. Но другого выхода просто не было.

Прежде всего, следовало быстро определиться с составом экипажа. После недолгих размышлений было решено: командиром назначить Владимира Джанибекова, бортинженером — Виктора Савиных. Джанибеков меньше года назад вернулся из космической экспедиции и находился на адаптации. Но он был единственным из космонавтов, кто побывал на станции дважды и знал «Салют» как свой родной дом. После проведенного медицинского обследования врачи дали добро на полет, но только на 100 суток. Для Савиных, специалиста по оптоэлектронным приборам, этот полет должен был стать вторым. На подготовку космонавтам отвели три месяца. За это время из корабля «Союз» убрали лишнее кресло для космонавта, чтобы заполнить освободившееся пространство дополнительным грузом — продуктами, водой и горючим, необходимым для работы двигателя корабля при маневрировании. За это время космонавтам на тренажере предстояло филигранно отработать вариант нештатной стыковки с боковой стороны станции. А руководство всей спасательной операцией было возложено на генерального конструктора НПО «Энергия» академика Валентина Глушко. И вот 6 июня 1985 года с космодрома Байконур стартовал «Союз» с «несчастливым» номером 13.

Под номером 13

Запуск практически прошел успешно, корабль вывели на орбиту с заданными параметрами, бортовые системы работали нормально. Практически — потому что при подготовке корабля на старте была допущена ошибка. Вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление внутри «Союза» стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты, вовремя заметив ошибку, переподключили блоки. И вот спустя двое суток после старта «Союз» приблизился к станции на расстояние около 10 километров. До этого полет проходил под управлением с Земли. Однако теперь экипажу нужно было перейти на ручное управление для обеспечения стыковки. Причем во время этой операции для более точного результата впервые в космосе использовали лазерный дальномер, с помощью которого Савиных давал командиру целеуказания. Работая манипуляторами, Джанибеков медленно подвел космический корабль к стыковочному узлу. Подойдя к станции на расстояние около 200 метров, «Союз» прекратил движение — необходимо было осмотреть вращающийся «Салют» на предмет выявления внешних повреждений корпуса. И только потом «Союз» начал медленно двигаться стыковочным узлом к переходному люку. И вот доклад в ЦУП: «Есть механический захват!»

Непростая задача

Станция «Салют-7»Теперь предстояло проверить герметичность переходного люка и… шагнуть в неизвестность. После перехода на станцию космонавты поняли, что попали в условия почти арктического холода. Но пока люк в рабочий отсек не открывали — необходимо было проверить, нет ли в нем угарного или углекислого газа. Все оказалось в порядке, однако спасатели на всякий случай надели противогазы и проникли в отсек. Низкая температура объяснялась просто — за время консервации станции разрядились аккумуляторные батареи, в результате чего внутри станции промерзло все — от воды до фрагментов механизмов. Об этом сообщили на Землю. Оттуда последовал приказ — начать расконсервацию, но работать только по одному, поскольку концентрация углекислого газа у лица человека, совершающего активные действия в условиях невесомости, резко увеличивается и растет вероятность потерять сознание. Работу приходилось проводить вручную — проверять контакты кабелей и разъемов, скручивать и изолировать электрические провода. И уже через двое суток космонавтам удалось поставить на зарядку первый аккумулятор. Если до этого хлеб, консервы и воду приходилось как-нибудь отогревать на теле под скафандрами, то теперь эта проблема отчасти была решена.

Поскольку о полете было официальное сообщение ТАСС, то для телевизионных новостей решили провести короткую трансляцию с орбиты, благо пар из ртов космонавтов уже не валил. А еще их попросили на время трансляции снять вязаные шапочки. На девятые сутки удалось подключить все аккумуляторы к солнечным батареям, и температура внутри станции стала медленно, но верно расти. Правда, долго не удавалось реанимировать блок подогрева пищи, настолько он промерз. Но все-таки выход нашли — чай кипятили в кофре, который нагревался осветительными лампами, подключенными к бортовой электросети. Была и другая проблема — откачка воды, образовавшейся при размораживании льда. И опять пришлось привлечь на помощь смекалку. В ход пошла вся материя, которая находилась на борту, — от комплектов белья до запасных комбинезонов. А в ЦУП поступил запрос — прислать с первым «грузовиком» запас вафельных полотенец. Их вместе с запасом продовольствия и воды доставил грузовой корабль «Прогресс-24». Станция медленно возвращалась к жизни, и этот процесс ускорился, когда космонавты после выхода в открытый космос установили дополнительные солнечные батареи на внешней стороне «Салюта». И, наконец, 18 сентября к станции пристыковался корабль «Союз-14», который доставил очередную экспедицию в составе Георгия Гречко, Владимира Васютина и Александра Волкова. Спустя восемь дней Гречко и Джанибеков, у которого срок пребывания на орбите, отпущенный врачами, истек, благополучно вернулись на Землю. Поскольку в СССР было принято за космические полеты удостаивать космонавтов звания Героя Советского Союза не более двух раз, Владимира Александровича наградили орденом и присвоили воинское звание генерал-майора. К сожалению, новая экспедиция проработала на орбите в три раза меньше намеченного срока. Из-за обострившейся болезни космонавта Васютина экипаж возвратили на Землю 21 ноября 1985 года.

Леонид ЛУЖКОВ

  Рубрика: Назад в СССР 334 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,273 сек. Потребление памяти:9.67 mb