Смех сквозь слёзыЮрий Тимошенко и Ефим Березин, выступавшие под сценическими псевдонимами Тарапунька и Штепсель, были королями сцены до середины 1980-х годов, и если бы не преждевременный уход одного из них, возможно, продержались бы на ней гораздо дольше... Тарапуньку и Штепселя, артистов юмористического жанра, знала вся страна. Этот секрет - как стать любимцами публики - замечательные артисты узнали очень рано. От «считалки» до «читалки»О популярности Юрия Тимошенко и Ефима Березина могут свидетельствовать детские считалки. Например, такая: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си, ехал Штепсель на такси, Тарапунька прицепился и бесплатно прокатился». Эти артисты создали на советской эстраде своеобразный парный конферанс. Их персонажи говорили на разных языках, раньше на эстраде такой прием не применялся. Украинский язык в созвучии с русским требует особенного такта и ответственности. Ведь артисты выступали в разных аудиториях, но о то, о чем они говорили, было понятно всем. Юрий Тимошенко родился 2 июня 1919 года в Полтаве в семье учителей. Полтава была театральным городом, так что он имел возможность видеть лучшие спектакли тех лет. Кроме театра, было еще и кино. Как позже признавался сам актер, кино для него было увлекательным магическим действом, которое в памяти маленького Юрия оставило след на всю жизнь. Чарли Чаплин, Бастер, Китон, Игорь Ильинский были для него кумирами и заочными учителями. В 1933 году семья переехала из Полтавы на Донбасс, где Юрий попробовал свои силы в поэзии. В 1937 году, по случаю 100-летия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, в Украине объявили конкурс начинающих поэтов, и Юрий получил первую премию, хотя прекрасно понимал, что его творчество не имеет собой ценности, и поэтому забрал из редакции свое стихотворение и сжег его. Так что в тот день в нем умер поэт, о чем он никогда не жалел. В конечном итоге, любовь к сцене и театру взяла свое: Тимошенко подал документы в театральный институт. В общежитии он познакомился с юрким невысоким пареньком-первокурсником. Звали его Ефим Березин. Тогда, в далеком 1937 году, никто не мог подумать, что отныне их жизненные и творческие дороги переплетутся. Ефим Березин родился 11 ноября 1919 года в Одессе. В районе Нового базара, где жила семья Березиных, часто выступали циркачи, гастролирующие артисты, певцы. Отец работал в цирке билетером, маленький Фима знал наизусть программу выступлений клоунов и пародистов, повторял их дома. Ефим активно занимался и в драматической студии, особенно после 8-го класса, когда работой с членами кружка занялась артистка Одесского театра Ф.А. Шнейдер-Коршаковская. Тогда это был один из ведущих театров Украины, под влиянием которого и сформировался эстетический вкус будущего артиста. В результате всего этого Ефим заразился театром и в 1937 году поступил в Киевский театральный институт. Дуэт на всю жизньПервое общее выступление Тимошенко и Березина на профессиональной сцене состоялось в 1937 году в Киевском оперном театре, где они как статисты играли казаков в спектакле «Тарас Бульба». В yачале лета 1941 года студенты сдали выпускные экзамены в институте и стали участвовать в концертах на призывных пунктах, в местах формирования новых частей. Так получилось, что они быстро нашли нужные амплуа - за одну ночь Юрий Тимошенко написал сцену, где были повар Галкин и банщик Мочалкин. Так появился смешной комедийный дуэт: повар походной кухни в колпаке и банщик с березовым веником в руках. Успешный дуэт должен был ехать в Москву, на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, лауреатами которого в свое время были Клавдия Шульженко и Аркадий Райкин, но тут началась война. И артисты пошли на фронт. Правда, они «стреляли» по врагу не из боевых орудий, а метким и острым словом. Совместные выступления сдружили их еще больше. И если были у них небольшие стычки, то длились недолго - до первого выступления. Вместе с наступающими частями Красной армии артисты вошли в Берлин, где 3 мая 1945 года у них состоялся «победный» концерт. После окончания войны артисты были приглашены в Москву на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Домой они вернулись не только со званием лауреатов, но и с новыми именами. Теперь их звали Тарапунька и Штепсель. Эта идея принадлежала Юрию Тимошенко: Тарапунька - название реки на Полтавщине, а Штепсель стал Штепселем потому, что на сцене часто играл монтера. Правда, тогда они еще не осознали своего призвания и не собиралась всю оставшуюся жизнь «валять дурака» на сцене. Так, Березин планировал заняться режиссерской работой, а Тимошенко - поучиться режиссерскому ремеслу у великого Александра Довженко. Он даже прошел курс киноакадемии, и Довженко по достоинству оценил настойчивость и способности молодого актера. В этот период Юрий получил заметную роль в кино: им стал милиционер Грищенко из «Зеленого фургона», снятого в 1959 году. Но это были, так сказать, «разовые» успехи. Настоящая слава ждала молодых артистов на сцене, благодаря которой их увидели миллионы зрителей. За время совместных выступлений дуэт создал 7 фильмов, в которых они выступили как режиссеры, сценаристы и артисты. Фильмы «Тарапунька и Штепсель под облаками», «Штепсель женит Тарапуньку» и другие закрепили их сценический успех. Этот дуэт с успехом использовал средства кино в концертных программах, а впоследствии - и целые короткометражные комедийные фильмы в своих эстрадных представлениях, вынося действие за пределы зала для зрителей. Они очень много ездили по стране: гастролировали на строительстве Каховского и Куйбышевского морей, были в Сибири, Дагестане, на Дальнем Востоке, Камчатке, Сахалине. Бичом по язвамС первых совместных выступлений артисты начали нащупывать характеры своих персонажей, которые впоследствии засияли всеми гранями. Юрий Тимошенко изображал простоватого, но острого на язык украинца, умеющего за себя постоять. При этом разговаривал он на украинском языке. А персонаж Березина был этаким всезнайкой - уверенным в своем превосходстве, заносчивым, любящим поучать. Но когда Штепсель начинал «умничать», Тарапунька отвечал ему колко и весьма остроумно, сбивая спесь. Надо полагать, зрители видели за этими масками два самых популярных на тот момент в СССР характера: глуповатого задаваку-горожанина и умного, себе на уме, человека из деревни. А так как «война» между городом и деревней тогда была в самом разгаре, в этих типажах зрители увидели «правду жизни». Естественно возникающее двуязычие было дополнительным художественным приемом, вносило особый национальный колорит. Поклонниками знаменитого дуэта были не только люди из низов: Тарапуньку и Штепселя, например, любили в Кремле - особенно Никита Хрущев. Ни один правительственный концерт не обходился без знаменитых комиков. И киевляне (артисты жили тогда в Киеве) срочно готовили очередной текст, несли его в ЦК Украины на утверждение и летели в Москву. В период с 1950-х до 1980-х годов они были самыми популярными артистами СССР. Хотя звание народных артистов им так и не дали - помешало то, что оба не были членами КПСС. Правда, это не мешало им гастролировать всюду, где только можно, и зарабатывать при этом приличные деньги. 1 декабря 1986 года на гастролях в Ужгороде Юрий Тимошенко скончался. Ефим Березин еще некоторое время выступал один. Но его успех не шел ни в какое сравнение с успехом знаменитого дуэта. А так как сначала в Израиль уехала дочь Березина Анна с мужем Леонидом Каневским (майором Томиным из «Знатоков»), то за ней последовал и Штепсель с женой Розитой. Умер народный артист Украины Ефим Березин в 2004 году в своей квартире в Тель-Авиве. Его любимой жены на тот момент не было с ним уже семь лет. Виктор ПРИХОДЬКО Зубов маловатоЗнаменитые артисты были разными по характеру людьми. Тимошенко был взрывной, резкий, большой любитель правды-матки. А Березин был спокойным, выдержанным, эдаким философом. На этой почве у них случались конфликты. Как-то за день до правительственного концерта в Кремле Тимошенко, которому всегда была противна показуха, вырвал себе зуб, пришел с опухшей щекой и, конечно, сорвал выступление. На что Березин ему философски заметил: «Ну и дурак ты. Юра. На все концерты-то зубов не хватит...» Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|