История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Как одеть народ?

В Советском Союзе мода, наверное, была единственным социальным направлением, которое за все годы существования государства не регламентировалось кремлевскими постановлениями и указаниями. Причина проста - вожди сознавали: если с нарядами для себя все понятно, то каким образом формировать стиль одежды для народных масс, остается загадкой.

Сразу после окончания Гражданской войны, когда в стране царила разруха, одежду носили ту, которая была. В основном у мужчин были гимнастерки (как у Ф.Э. Дзержинского) или френчи (как у В.И. Ленина) с галифе, заправленными в кирзовые сапоги, или с ботинками и брюками навыпуск. У женщин преобладали «производственные» платья, которые по однотипным лекалам шили наспех созданные швейные мастерские. Разве что котелки поменялись на кепки, а шляпки с вуалями - на красные пролетарские косынки.

«Пролетарский держите шаг!»

В далекие революционные годы существовала первая и единственная идеологическая установка: дескать, мода развращает умы молодежи и отвлекает их от главного принципа служения делу социалистической революции. Или: мода - это буржуазные штучки, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается - значит, мало работает. Мало работает - значит, тунеядка. При этом подавляющее большинство рядовых граждан ввиду своего низкого финансового положения, даже не задумываясь о «модных сезонах», старались покупать одежду, которая могла бы прослужить им не один год. К тому же, к огорчению представительниц прекрасного пола, в стране наблюдался дефицит тканей. Любопытный факт: единственная в то время официальная модельерша Надежда Ламанова, одевавшая жен руководителей партии и правительства, на парижской Всемирной выставке в 1925 году получила Гран-при за «Русскую народную коллекцию», модели которой были выполнены из полотенец (рушников). Еще одной проблемой было то, что основное финансирование в те годы шло на развитие тяжелого машиностроения, а легкой промышленности доставались жалкие крохи.

Правда, к концу 1920-х годов положение с пошивочным материалом стало немного улучшаться. Пошло в ход «секретное оружие» женщин - швейная машинка. Достаточно вспомнить Эллочку-людоедку, героиню повести «Двенадцать стульев», которая из толстовки мужа не только умудрилась сшить себе халатик, но и оторочить его «мексиканским тушканом».

Прорыв в мир прекрасного

Мода СССР

В начале 1930-х годов в области моды (по крайней мере, для женщин) ситуация стала меняться в лучшую сторону. По инициативе наркома Анастаса Микояна в крупных городах стали создаваться образцовые универмаги, имеющие не только модельеров, но и производственные цеха по пошиву одежды. Кроме того, для доморощенных портних в женских журналах «Работница» и «Крестьянка» появились вкладыши в виде выкроек платьев. К середине 1930-х годов силуэты женской одежды стали значительно меняться. На место одноцветных платьев с заниженной талией, которые шились одного размера и выглядели как балахоны, не подчеркивающие достоинства женской фигуры, пришли новые модели. Появились внешние украшения - накладные карманы, кокетки, хлястики. В моду стали входить костюмы из жакетов и расклешенных юбок, которые становились короче. Стали появляться «национальные коллекции»: например, «баварская» (рукава фонариком и тирольская шляпка) или «испанская» (андалузский «горошек», жакеты-болеро, миниатюрные шапочки в стиле испанских тореадоров). Мужчины были более консервативны - парусиновые брюки и рубашки апаш с распахнутым воротом или трикотажные бобочки со шнуровкой на груди для летнего времени и обычная пиджачная пара для зимне-осеннего периода. Но для одеяний обоих полов становятся обязательными подкладные плечики.

Стремительный прорыв в советской моде произошел после присоединения к СССР территорий Прибалтики, Бессарабии и Западной Украины. Столица последней, Львов, где работало немало именитых портных и сапожников, по праву считался одним из значительных европейских центров моды, а в салонах Риги внимательно отслеживали тенденции по всему миру. Так, советским женщинам была предложена модель туфель-танкеток на толстой подошве с открытыми пяткой и носком. Правда, из-за дефицита материала в советском варианте для подошвы использовалась деревянная колодка, к которой крепились ремешки из кожи. Зато удалось полностью скопировать пришедшие уже из Молдавской ССР «румынки» - ботинки со шнуровкой и мехом внутри, отделанные снаружи меховой оторочкой. Мужчины же в зимнее время довольствовались валенками с галошами и бурками - высокими сапогами с голенищами из тонкого войлока и низом, отделанным натуральной кожей. Тогда же для дам пришла еще одна составляющая европейской моды: как при дефиците и дороговизне чулок стать обладательницей этого предмета туалета. Оказалось, очень просто: надо нанести карандашом на кожу ноги линию, имитирующую шов, и пятку.

От милитари к стилягам

К сожалению, если индивидуальный пошив почти достиг европейского уровня, то производство ширпотреба оставляло желать лучшего. Доходило до того, что некачественно пошитую на фабриках одежду, поступившую в торговую сеть, приходилось отдавать на переделку в кооперативные швейные артели. Да еще у населения, к неудовольствию продавцов, не пользовались особой популярностью платья из дорогих тканей типа панбархата, да еще отороченного чернобуркой. Подавляющее число советских женщин предпочитало ситец, крепдешин или шерсть. Коррективы в развитие советской моды внесла начавшаяся война.

Естественно, что швейная промышленность перешла на пошив военного обмундирования, поэтому существовавший до весны 1944 года стиль милитари предусматривал брюки или ватные штаны, ватники, телогрейки, гимнастерки, суконные юбки и Кирзовые сапоги. Когда стало понятно, что победа не за горами, в советском правительстве было принято решение дать новый толчок развитию советской моды. Так, за год до окончания войны сначала в Москве, а потом и в Ленинграде снова начали функционировать Дома моделей. Произошла и реорганизация швейных предприятий - теперь они могли выпускать изделия только по официально утвержденным художественным советом лекалам. Правда, для модельеров было поставлено условие - не копировать слепо модели буржуазных стран. И еще - ни в коем случае не использовать церковную символику, а также цветовую гамму государственных флагов бывших буржуазных республик, вошедших в состав СССР (Эстонии, Латвии, Литвы и Молдавии).

Практически сразу после окончания войны в СССР появился термин «стиляги». Составляли они незначительную часть молодежи - в основном из тех, чьи родители работали за границей или принадлежали к элите «номенклатурных работников», пользующихся услугами спецраспределителей, положивших начало валютным магазинам «Березка» и «Альбатрос». В середине 1950-х годов число стиляг, за счет появления фарцовщиков, скупавших одежду у иностранных туристов, несколько возросло. Впрочем, приталенные пиджаки с ватными плечами, брюки-дудочки, цветастый галстук, взбитый на голове кок, ботинки на «манке» (толстенной подошве, благодаря которой ступни летом одолевал мартеновский зной) у окружающих вызывали презрение, но государство к этим причудам относилось снисходительно. Другое дело - местные «законодатели моды» на местах. Например, во многих курортных городах под угрозой штрафа было запрещено появляться в общественных местах в пижамах или шортах. Поэтому, когда снималась кинокомедия «Три плюс два», исполнителям главных ролей, которым срочно требовался загар, режиссер выдал для блюстителей порядка справки, в которых разъяснялась причина нарушения «моральных устоев».

Что касается детской моды, то она на протяжении десятилетий существенных изменений не претерпевала. Для девочек были короткие платьица, длина подола которых увеличивалась до колен с возрастом. Для мальчиков - короткие или удлиненные штанишки, в зимнем комплекте - вместе с девчачьими чулками на поясе с подвязками. Да еще модная во все времена матроска. Плюс к этому для всей детворы - разноцветные сандалии.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Назад в СССР     Следущая