Сам себе киномеханикВ разные времена символом роскоши бывали совершенно разные вещи. В позднем Советском Союзе даже обладание личным автомобилем, пожалуй, впечатляло окружающих меньше, чем имеющийся в квартире видеомагнитофон. Первые ласточки грядущего видеобума долетели до СССР где-то во второй половине 1970-х годов. Советские люди узнали о существовании чуда техники - видеомагнитофона, с помощью которого можно было смотреть любое кино по собственному выбору, от мультиков до порно. Не только то, что навязчиво показывало советское телевидение по своим тогда немногочисленным каналам. Контрабандный товарО видеомагнитофонах советские граждане узнавали благодаря небольшой прослойке «выездных» граждан. К таковым, в частности, относились дипломаты, спортивная и культурная элиты, моряки загранплавания. Дав возможность соотечественникам соприкоснуться с чудесной новинкой, давно ставшей обыденностью за рубежом, они породили бурю страстей у себя на родине, где многие даже не подозревали о существовании подобной чудо-техники. Некоторые бывающие за границей счастливцы поняли, что на возникшем видеобуме можно неплохо заработать. Учитывая полное отсутствие на первых порах конкуренции со стороны отечественной промышленности, они могли, не стесняясь, диктовать цены. И действительно не стеснялись: в начале 1980-х годов за видеомагнитофон заламывали 5-6 тысяч рублей (в зависимости от престижа фирмы-изготовителя). Это при том, что средняя зарплата инженера в те годы колебалась в районе 150 рублей! Известны случаи, когда люди шли на размен квартиры, чтобы заполучить вожделенный магнитофон. При обмене двухкомнатной квартиры на однокомнатную к последней прилагался «видак» - именно такую кличку получил у советских людей видеомагнитофон (некоторые, правда, предпочитали более благозвучное слово «видик»). Советское качество![]() Первый советский «видак» марки «Электроника» появился на свет в 1982 году. Это был добросовестно скопированный Panasonic. Оборудование для производства было закуплено в Японии. Были созданы отечественные аналоги микросхем, освоено множество новых радиокомпонентов. Модель ВМ-12 серийно выпускалась в Ленинграде на «Позитроне», а также в НПО «Электроника» в Воронеже, на заводах «Спектр», «Тантал» и других. Между заводами была налажена кооперация - например, лентопротяжный механизм для всех изделий собирали на «Тантале». ВМ-12 стоил 1200 рублей. Несмотря на немалую цену, он сразу же стал дефицитом. Поначалу «видаки» поставлялись в основном в крупные города, да и то ограниченными партиями. За ними выстраивались длинные очереди. Для льготников вводили предварительную запись - они оставляли в магазине открытку с обратным адресом и порой месяцами ждали приглашения за покупкой. К концу 1991 года выпуск «Электроники ВМ-12» существенно сократился. Полностью она была снята с производства в 1995 году, уже безнадежно устарев. В начале 1990-х годов, с переходом на рыночную экономику, на прилавки советских магазинов хлынул поток современных импортных телевизоров, видеомагнитофонов и прочей электроники. Товары эти отличались высокой надежностью, многофункциональностью, современным дизайном. Новгородский «Спектр» наладил связи с южнокорейской фирмой Samsung, его ведущие специалисты прошли повышение квалификации в Сеуле. Итогом сотрудничества стал запуск в производство видеомагнитофона «Электроника-Самсунг 1230». Однако конкуренции этот неплохой аппарат не выдерживал. Главным образом из-за устойчиво вошедшего в советский обиход представления «импортное - всегда лучше». Счастье на экранеОбзавестись «видаком» было лишь полдела. Ведь без кассет он - что ружье без патронов. С кассетами было тоже непросто. Если магнитофон приобретался раз и навсегда (или по крайней мере надолго), то кассеты требовали постоянного обновления. Не смотреть же всю жизнь один фильм, как бы интересен он ни был... Кассеты тоже приплывали «из-за бугра», часто контрабандно. Стоимость одной кассеты поначалу доходила до 200 рублей (не всякий инженер за месяц заработает). Постепенно по мере распространения видеотехники цена кассет опустилась и застыла около отметки 100 рублей. Так же, как и при появлении первых телевизоров, у счастливых обладателей магнитофонов собирались на просмотры друзья и соседи от мала до велика. Со временем некоторые хозяева «видаков» начали брать со зрителей мзду. Для очень многих людей первое знакомство с видеофильмами становилось событием, надолго оставшимся в памяти. Вот как вспоминает об этом известный музыкант Андрей Макаревич: «Помню, как меня впервые позвали посмотреть видеофильм. Я ехал с трепетом - обещали показать музыкальный фильм "Герой рок-н-ролла" а в комнате рядом со мной сидели Давид Тухманов и Алла Пугачева. Спустя несколько минут после показа фильма я натурально заплакал, потому что представить не мог, что увижу своих кумиров на экране, ведь до этого мы видели их только на фотографиях». А вот рассказ другого человека, бывшего в то веселое время еще школьником: «В 1984 году в гостях я впервые увидел видеомагнитофон. Это казалось фантастикой! Помню, как мы с отцом специально ездили к его друзьям "на фильмы". А примерно через год японский Panasonic появился у моего одноклассника. Отец его служил в ОБХСС, поэтому никто не удивился появлению в их семье заграничного аппарата. Все пацаны нашего класса ходили к нему в гости смотреть боевики и мультфильмы. Меня поразила видеокассета 'Том и Джерри" - наверное, тогда я впервые понял, что такое счастье». В 1986 году власти решили повсеместно открывать видеозалы. Но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить - только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые их обладатели начали за плату организовывать просмотры для всех желающих. Другие владельцы «видака» оправдывали расходы на его приобретение тем, что сдавали прибор в аренду. В сленге советских граждан появилось понятие «стрелка», означающее обмен кассетами. Возле комиссионок активно работал черный рынок видео. Чтобы купить здесь кассету, нужно было подойти к стоящим возле комиссионки и негромко спросить, какие есть фильмы. Если цена устраивала, то продавец и покупатель отходили в сторону и осуществляли сделку. Ночные сеансыВместе с полюбившимися советским людям боевиками в СССР пришли кассеты и с пикантными, а попросту говоря, порнофильмами. С ними государство отчаянно, но не слишком успешно боролось. На просмотр таких картин люди приходили, словно в тайную масонскую ложу. Сначала мужчины, затаив дыхание, смотрели фильм, а женщины болтали на кухне, потом менялись местами. Смотреть откровенные фильмы вместе пуритански воспитанные люди долгое время стеснялись. Кстати, смотрели запретные фильмы обычно на полуразобранном «видаке». Снимались верхняя и нижняя крышки, чтобы можно было быстро вытащить кассету в случае, если нагрянет милиция. Налеты и правда происходили, причем весьма оригинальным способом. Обычно все передачи на советском телевидении заканчивались в полночь. После этого милиция начинала объезд и засекала окна, в которых мелькал свет от экрана. Конечно, при малейшем стуке в дверь хозяин подпольного салона мог быстро извлечь из прибора кассету. Но сделать это можно было лишь при включенном электропитании магнитофона. Милиционеры это знали и поступали так: поднимались на нужный этаж, отключали в щитке электричество и после этого уже стучали в квартиру. Любители «ночного» кино попадали под статью 228 Уголовного кодекса, предусматривающую за распространение, демонстрацию и хранение порнофильмов лишение свободы до 3 лет. Говорят, что, когда по российскому ТВ уже показали знаменитую «Греческую смоковницу», в зонах еще досиживали люди, попавшие туда за нее. Константин РИШЕС На благо родного спортаВидеотехника пришлась очень по вкусу спортивным тренерам. Одним из первых стал использовать ее на теоретических занятиях с футболистами легендарный тренер киевского «Динамо» Валерий Лобановский. Игры, которые особенно интересовали тренера, он мог пересматривать по многу раз, допоздна засиживаясь перед экраном с блокнотом в руках. Чистые кассеты Лобановскому доставляли из-за границы. И это была целая эпопея. Запечатанные видеокассеты приходилось оставлять в аэропорту, где их просматривали специально подготовленные сотрудники. Искали, конечно же, порнографию. Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|