Степные дальнобойщики

Автор: Maks Дек 14, 2020

Чумачество — особое явление народной и социально-экономической жизни украинского народа. Чумаки создали свою материальную культуру, обычаи и фольклор. Они играли незаменимую роль в торговле и составляли важную социальную прослойку.

Самоназвание «чумак» впервые зафиксировано документами в XVII веке. Ранее чумаки назывались «солениками», так как они перевозили соль. А те, кто ездил по соль в Коломыю — один из крупных центров солеварения, именовались «коломийцами».

У истоков Киевской Руси

Нет однозначной версии происхождения слова «чумак». Одни исследователи считают, что оно образовано от слова «чум», которое на татарском языке означало деревянный «ковш», который использовали для питья в дороге. Другие полагают, что слово «чумак» с татарского следует переводить как «извозчик». На персидском же языке оно означало тяжелую палку с утолщением на конце. Некоторые вообще связывают происхождение слова с «чумой», которая привозилась торговцами с юга. К тому же чумаки носили одежду, измазанную дегтем для защиты от укусов насекомых и змей, и их внешний вид ассоциировался с образом смерти.

По мнению некоторых исследователей, чумацкий промысел уходит своими корнями в Киевскую Русь. Ведь уже в те времена отважные люди отправлялись из Киева и других городов в разные концы света за товарами, в том числе и солью. Чумак той поры был и воином, и купцом одновременно. Именно к таким воинам-торговцам обратился в 1170 году князь Мстислав Изяславович с призывом защищать дороги от Киева до моря.

Согласно другой точке зрения, первые истинно чумацкие караваны двинулись на юг в XV веке. В XVI-XVII столетиях чумачество активно развивалось и в XVIII достигло расцвета. В этот период чумак превращается в торговца-посредника. Со временем чумачество приобретает все более мирный характер, и в XIX веке чумак превращается в перевозчика.

Торговцы пользовались покровительством правителей Польши и Литвы. Когда на территорию Руси пришли татары, а потом турки, то чумаки были одновременно под покровительством татар, турок, Запорожья и Польши. Соль была одним из основных источников доходов татар, поэтому чумаки ими приветствовались.

После уничтожения Запорожской Сечи чумаками стала большая часть запорожцев.

Во время российско-турецких войн чумаки использовались как извозчики для снабжения армии. Так, перед взятием Очакова в 1788 году князь Потемкин сформировал в Екатеринославе огромный обоз — около 3 тысяч чумацких возов, 2 тысячи из которых везли по 70 пудов сахара. То есть, можно сказать, что чумаки сыграли во взятии Очакова не последнюю роль.

Распространению чумачества в значительной степени способствовало открытие торговых портов в Николаеве, Одессе, Ростове и Таганроге в конце XVIII века. Но в то же время оно помогло и превращению чумаков в извозчиков. Если раньше чумак сам покупал, перевозил и продавал свои товар, то теперь он просто перевозил чужой товар.

Основными чумацкими центрами были Елисаветград, Александрия, Бобринец, Ольвиополь и Голта.

Соль — стратегический продукт того времени — везли из Северного Причерноморья и Крыма, позже также с озер Эльтон и Баскунчак, а рыбу — из Северного Причерноморья, Приазовья и Дона. В эти регионы чумаки доставляли в основном зерно и деревянные изделия местных мастеров. Обратно также привозили ткани, вино, масла и прочие заморские диковинки.

Жизнь по закону

ЧумакиЗа многие столетия у чумаков сложились свои обычаи и традиции. Чумаки внимательно следили за соблюдением своих правил, которые они называли законами, и строго наказывали нарушителей. О чумацкой дружбе слагались легенды. Чумаки никогда не оставляли товарища одного в беде, предательство считалось одним из самых позорных преступлений. И неудивительно, ведь чумацкая сплоченность была просто необходима в тяжелых дорожных условиях и в случае нападения разбойников.

Организация чумачества носила торгово-военный характер. Валка, или обоз, возглавлялась выборными атаманом и его заместителем (есаулом). Атаман указывал путь, определял ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между чумаками. Правда, в XIX веке атамана уже не выбирали, а просто подчинялись наиболее опытному чумаку, хорошо знавшему чумацкие тракты и обычаи. Каждый чумак был вооружен (ружьями, копьями, саблями). В случае нападения разбойников чумаки выстраивали из возов укрепление в форме прямоугольника, а волов загоняли внутрь. Иногда для охраны обозов нанимали казаков. Расправа над грабителями была крайне жестокой — их калечили и убивали, а их трупы оставляли валяться вдоль пути, чтобы другим было неповадно.

Одна или несколько валок составляли ватагу, торговую ассоциацию, сформированную хозяевами на основании устной договоренности, скреплявшейся горячительным напитком. Каждый из хозяев выставлял один-два и больше возов. С хозяевами в дорогу отправлялись наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и заканчивался зимним Николаем.

У ватаги была общая касса, а по возвращении доход и потери делились по долям.

Еду готовил кухарь, кашевар, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы.

Конечно же, опасная чумацкая жизнь была полна обрядов и суеверий. Самым ужасным предзнаменованием было встретить на пути женщину, поэтому те, зная об этом поверье, старались не попадаться чумакам на глаза.

Непременным спутником чумаков был петух, который не то служил часами, то ли предсказывал погоду, то ли защищал от бесов.

Чтобы стать чумаком, необходимо было обладать недюжинным здоровьем. Путешествие было длительным, опасным и очень изматывающим: «Чумаче, чумаче, життя твое собаче…»

С одной стороны, палящее солнце, нехватка воды, болезни, с другой — лихие люди, поджидающие на каждом углу. Редкий дождь тоже не помощник: в этом случае приходилось вытаскивать из грязи застрявшие тяжелые возы.

Но в то же время это опасное занятие приносило хороший доход, позволяло жить безбедно и откупиться от панщины. Миллионеры не были редким явлением среди чумаков.

Без рогов — никуда

Прочный чумацкий воз, или мажа, — чудо инженерного искусства. Он был полностью деревянным, так как, во-первых, железо было дорогим, а во-вторых, деревянный воз было быстрее и легче починить в дороге. Каждый чумак мог изготовить воз сам, но чаще их заказывали у мастеров. Возы мастерили зимой, в среднем на один воз требовалось две недели. Возы были маленькими, средними и большими, в зависимости от веса нагружаемой соли — от 60 до 120 пудов. Иногда чумаки украшали возы орнаментом, кожаными покрышками или затейливой резьбой.

И, конечно же, с особой тщательностью подходили к выбору вола — часто это доверяли опытным старикам. Ценились относительная неприхотливость, спокойный нрав и мускульная сила этих животных. Выбирали серых волов или черных с белым пятном на лбу — якобы обладавших магическими свойствами, и с длинными рогами — не менее метра. Волам требовался тщательный уход: их мыли и чесали, а рога натирали до блеска, а иногда золотили. Черная ленточка на рогах вола означала, что хозяин умер в пути, а красная — что погиб в бою.

В мажу, как правило, впрягалась пара волов: паровица — пара волов с возом. Иногда запрягали четыре вола.

Чумацкий обоз насчитывал от 40 до 100 возов, а иногда и больше.

Правительство Российской империи организовало для выпаса волов вдоль соляных трактов межевание сорокаверстных полос земли. Всем, кто нарушал границы межевых полос, грозило суровое наказание. Также в нежилых степях было налажено выкапывание колодцев, чтобы поить волов.

Передвигались очень медленно. Более важной была выносливость волов, чем их скорость (3-4 километра в час). Чумацкие обозы уходили ранней весной и возвращались поздней осенью, некоторые очень оборотистые чумаки успевали за сезон осуществить 3-4 поездки. Нужно отметить, что пути чумаков в XIV-XIX столетиях были короче, чем до этого. В X столетии, например, они доходили до Андалусии, Рима и Царь-града.

Несмотря на развитие железнодорожных путей, которые стали главной причиной исчезновения чумацкого промысла, вплоть до начала Первой мировой чумацкие валки и речные баржи оставались важным способом перевозки сахара и зерна. Более ценные товары, требовавшие быстрой доставки, перевозили на лошадях. А железнодорожные пути часто строились на месте традиционных чумацких трактов.

Подвиги чумаков увековечены в украинских названиях скоплений звед: Чумацкий шлях — Млечный Путь и Чумацкий (Великий) Воз — Большой Ковш созвездия Большой Медведицы.

Наталья ТИЩУК

Загадки истории » Забытое ремесло » Степные дальнобойщики

, , ,   Рубрика: Забытое ремесло 47 раз просмотрели




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,175 сек. Потребление памяти:9.08 mb