Страсти в ритме танго

Автор: Maks Сен 22, 2019

Это было волшебство чистой воды. Необъяснимое обаяние музыки, света прожекторов и изящества летящего скольжения. Танго на льду в исполнении советского дуэта Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова теперь стало классикой жанра, а тогда это был прорыв, явление нового стиля в спортивных танцах.

В СССР популярность фигуристов шла вровень с хоккеистами и киноартистами, лишь совсем чуточку уступая космонавтам, которые тогда априори были вне обычных понятий конкуренции. В дни телетрансляций соревнований «по фигурке» улицы пустели. Переживания за любимых фигуристов напоминали массовое помешательство. Впрочем, приятное и не имевшее опасных последствий.

Серенада для Людочки

Огромный импульс развитию советского фигурного катания придал американский фильм «Серенада Солнечной долины», в котором одну из главных ролей сыграла десятикратная чемпионка мира и трехкратная олимпийская чемпионка, норвежская фигуристка Соня Кени, по завершении карьеры ставшая солисткой голливудского балета на льду. Наполненное прекрасной джазовой музыкой кино с незатейливым сюжетом, действие которого разворачивается на горнолыжном курорте, для разоренной войной страны было подобно посланию из иного мира, приобщиться к которому захотелось многим.

Одним из фанатов популярного вида спорта был ветеран двух войн, получивший Звезду Героя Советского Союза за испытания новой техники, генерал авиации Алексей Константинович Пахомов, у которого подрастала дочь. Сначала генерал Пахомов хотел приохотить свою Людочку к полетам и мечтал сделать ее парашютисткой, но, узнав, что она грезит фигурным катанием, перечить не стал, записав дочь в секцию при московском стадионе «Юных пионеров».

На фоне других юных фигуристов полноватая «девочка из хорошей семьи» на тренеров не производила сильного впечатления. Ее считали неперспективной, и толком с ней никто не занимался. Тренировки строились на личном энтузиазме, и больших успехов у фигуристки не было.

Решив сменить амплуа, Люда объединилась с Сергеем Селезневым, и, выступая в соревнованиях спортивных пар, они взяли первенство Москвы и серебро чемпионата Союза среди юниоров. Однако партнер не поверил в дальнейший прогресс их пары и ушел, так что следующий сезон Люде пришлось кататься с Фаридом Сафаргалиевым, партнерша которого восстанавливалась после травмы. Все это было временной мерой для поддержания формы. Парой они так и не стали.

Все изменилось, когда опытный фигурист Виктор Иванович Рыжкин предложил Пахомовой стать его партнершей, перейдя в танцы на льду. Это был не самый престижный вид программы. В фигурном катании тон задавали одиночники и спортивные пары, с их эффектными пируэтами, сальховами, ритбергами, акселями и тулупами, чистоту исполнения которых смаковали зрители и придирчиво оценивали судьи.

Лишенные рискованных технических элементов танцы казались не столь зрелищными, а потому внимания им уделяли меньше. К тому же признанными законодателями мод в этом виде были родоначальники спортивных танцев на льду англичане, конкурировать с которыми было так же сложно, как играть с канадцами в хоккей. Но для Виктора и Людмилы это был последний шанс добиться успеха в спорте, и они вцепились в эту возможность с отчаянием обреченных.

Жестокие игры

Лидером пары стал партнер, который был старш1е Людмилы почти на 10 лет. Для нее он был Виктор Иванович, он называл ее Милочкой. Начинающими танцорами занялся тренер-дебютант Станислав Жук, и в ту пору ни один спортивный знаток не поставил бы на эту пару даже ломаного гроша. Их вообще не хотели допускать к участию в первенстве Союза 1964 года!

В Киров, где проводился этот чемпионат, они попали из-за того, что в этом виде программы не хватало пар для проведения соревнований. Даже когда Пахомова и Рыжкин стали первыми, этот успех списали на слабую конкуренцию. На международные соревнования их пару все-таки не взяли.

Только когда они заняли первое место на чемпионате страны второй раз, их рискнули вывезти в Европу, где новая танцевальная пара, откатав программу под русские народные мелодии, заняла седьмое место, сумев понравиться публике и специалистам и собрав неплохую прессу, что было важно для федерации фигурного катания.

Казалось бы, надо было развивать успех, но в этот момент трио спортсменов и тренера распалось. Инициатором разрыва стал Виктор Рыжкин, в силу возраста не имевший в запасе нескольких сезонов для постепенного наращивания результатов. Он хотел добиться успеха в ближайшие год-два, а партнерша поступила в ГИТИС на балетмейстерское отделение и много времени стала уделять занятиям в институте.

Не склонный к сантиментам тренер решил заменить Людмилу, пригласив в пару Ирину Гришакову. В этом составе дуэт под руководством Станислава Жука выиграл чемпионат Союза, стал четвертым в Европе и пятым на чемпионате мира. Так высоко на международной арене никто из советских танцоров еще не поднимался, и пару Рыжкин — Гришакова вполне заслуженно считали сильнейшей в стране.

Стиснув зубы

Людмила Пахомова и Александр ГоршковОставшаяся одна Людмила в партнеры подобрала себе безвестного фигуриста-перворазрядника Сашу Горшкова, которого, как и ее когда-то, считали бесперспективным. Постоянного места тренировок у них не было. Музыкальной программы и костюмов тоже. В избытке были только желание, характеры и, как оказалось, таланты. Их сумела рассмотреть начинающий тренер Елена Чайковская, ставшая работать с парой.

Новый танцевальный дуэт неожиданно «выстрелил» на первенстве СССР, взяв второе место. На международных соревнованиях Пахомова и Горшков вошли лишь «во вторую десятку», но быстро прогрессировали.

В 1968 году Виктор Рыжкин и Ирина Гришакова завершили карьеру, и пара Пахомова — Горшков стала номером один в СССР, а в Европе пятыми. Но уже через год в Гармеш-Партенкирхене они взяли европейскую бронзу, а на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс были вторыми.

Пара Пахомова — Горшков создала новый стиль, используя живые и очень эмоциональные танцевальные композиции, вызывавшие восторженный прием у зрителей и получавшие высокие оценки от судей. В определенной мере им было на руку то, что танцы на льду были относительно новым видом соревнований — в них было можно экспериментировать. Но как же это сложно быть первыми, решить кататься под «Вдоль по Питерской», «Соловья» или танго «Кумпарсита»!

Это потом уже без «Кумпарситы» не обходилось ни одно показательное выступление их дуэта, и вот уж не знаю, какое нынешним танцорам нужно выкинуть коленце, чтобы вызвать тот же шквал эмоций, который бушевал на трибунах, когда Людмила, откинувшись на руках Александра, просто трижды «делала ножкой».

Выиграв в 1970 году чемпионат мира в Любляне, пара Пахомова — Горшков не уступала первенства шесть лет. На европейских первенствах они лишь раз стали вторыми в Гетеборге, уступив паре из ФРГ, но потом брали золото четыре года кряду.

Им снова пришлось «сцепить зубы», когда тяжело заболел Александр — за год до Олимпиады в Инсбруке ему сделали сложную операцию на легких. При поддержке Людмилы, ставшей к тому времени его женой, он сумел восстановиться и набрать форму. И снова, когда все складывалось против них, они вопреки многим «авторитетным мнениям» взяли золотые медали на Олимпийских играх 1976 года. Откатав на показательных выступлениях всеми любимое танго, Людмила Пахомова и Александр Горшков завершили спортивную карьеру под триумфальный рев и скандирование трибун.

Борис ВОСТЕР

Победителей не судят

На каждую завоеванную дуэтом фигуристов Людмила Пахомова — Александр Горшков золотую медаль приходится по жирному кресту, который на них ставили спортивные чиновники. Но они побеждали потому, что решались делать то, чего до них не делал никто.




, , ,   Рубрика: Легенды прошлых лет

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,575 сек. Потребление памяти:10.37 mb