Крымский вояжПутешествие из Петербурга в Крым российской императрицы Екатерины II, состоявшееся в 1787 году, стало мероприятием уникальным как по своей протяженности, так и по числу людей, принявших в нем участие. Причем это не был обычный вояж избалованной барыньки, отправившейся в путь в поисках новых впечатлений. Это было мероприятие государственной важности. Впервые мысль о том, что императрице Екатерине II стоит предпринять путешествие в Крым, появилась еще в 1780 году. Но реальная подготовка к нему развернулась лишь 4 года спустя, когда началось активное освоение земель, отошедших от Турции к России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. Причиной этой поездки было желание Екатерины ознакомиться с тем, что происходит в ее новых владениях. Ну и заодно убедить послов европейских государств, отправившихся вместе с ней в дальний вояж, что силы Российской империи вполне достаточны, чтобы защитить южные окраины державы. Великолепный кортежб января (17 по новому стилю) 1787 года все участники путешествия тронулись в путь из Царского Села. Колонна, состоящая из саней и карет, поставленных на полозья, растянулась на версту. Свита императрицы состояла примерно из 3 тысяч человек. В нее входили 32 высших сановника империи, послы Британии, Австрии и Франции, царская свита, наместники, губернаторы и управляющие земель, по которым продвигался кортеж, а также лакеи и прочая обслуга. Царский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми. На все расходы, связанные с путешествием, казной была отпущена огромная по тем временам сумма - 15 миллионов рублей. Не забыты были и меры предосторожности. Еще осенью 1786 года светлейший князь Григорий Потемкин отдал приказ полкам русской армии разместиться в некоторых местах вдоль предполагаемого маршрута путешествия. Этим приказом царский фаворит преследовал две цели: близость войск на случай непредвиденных действий врагов России, а также выполнение части подготовительных работ силами солдат. Распорядок дня императрицы в пути был таким же, какого она придерживалась, проживая в Зимнем дворце. Екатерина вставала в б часов утра, занималась пару часов делами, завтракала. В 9 утра отправлялись в путь. С 12 до 15 обедали - в казенных зданиях или в помещичьих усадьбах. А в новоприобретенном крае на обед останавливались в специально построенных путевых дворцах. Затем до 19 часов ехали дальше. Вечерами Екатерина по обыкновению играла со спутниками в карты и лото, в 21 час уходила в свою комнату, писала письма или читала, в 23 часа ложилась спать. На границе каждой губернии кортеж встречали и провожали до границы следующей губернии губернатор и местные чиновники. На станциях царский поезд ожидали от 500 до 600 свежих лошадей. 29 января приехали в Киев. Здесь к путешественникам присоединился австрийский император Иосиф II, путешествовавший инкогнито под именем графа Фалькенштейна. На суше и на воде![]() В Киеве почти три месяца все ожидали, когда вскроется Днепр. 22 апреля флотилия, состоявшая из 50 великолепных галер, двинулась дальше. В Кременчуге в конце апреля был устроен смотр войск, которыми командовал генерал-аншеф Александр Суворов. Обученные великим полководцем пехотинцы и кавалеристы продемонстрировали императрице и сопровождавшим ее иностранцам свое мастерство владения штыком, саблей и пикой. В Екатеринославе путешественники присутствовали при закладке нового города и соборного храма. Первые камни в его основание положили царственные особы: русская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II. Позднее Иосиф II, обращаясь к принцу де Линю, сказал с иронией: «Я кончил в один день великое дело с императрицей России: она положила первый камень в основание города, а я - последний». Австрийский император оказался скверным пророком. Днепропетровск - так сегодня называется Екатеринослав - стал огромным городом, численность населения которого приближается к миллиону. 19 мая царский поезд въехал в Перекоп - «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких домишек». Ворота крепости были украшены афоризмом, принадлежащим Потемкину: «Предпослала страх и принесла мир». Перед путешественниками лежал Крым. «При выезде нашем мы увидели довольно значительный отряд татарских всадников, богато одетых и вооруженных: они выехали навстречу государыне, чтобы сопровождать ее на пути. Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг», - писал в своем донесении посол Франции Сегюр. 20 мая Екатерина торжественно въехала в Бахчисарай. На подъездах к бывшей столице Крымского ханства произошел случай, который едва не обернулся трагедией: на крутом спуске кони не могли удержать тяжелую карету, в которой ехала Екатерина. Но местные татары не растерялись и, буквально бросившись под копыта и колеса, спасли жизнь императрице. Матросы и амазонкиУтром 22 мая путешественники отправились в Севастополь. В специально построенном павильоне, возвышавшемся на скале, был организован обед. И тут Потемкин, большой любитель спецэффектов, подготовил гостям сюрприз. По его команде занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к Ахтиарской бухте, внезапно раздвинули. Никто из присутствующих не смог сдержать возгласа удивления. На рейде красовался флот: линейные корабли, фрегаты, транспорты... Приветствуя высоких гостей, корабли и береговые батареи открыли огонь. Гром пушек возвестил всему европейскому сообществу о том, что Россия пришла на берега Черного моря всерьез и надолго. После обеда императрицу и ее свиту ожидала прогулка на шлюпках по севастопольским бухтам. Императрица, одетая в специально сшитый адмиральский мундир, но с юбкой вместо штанов, приветствовала гребцов: «Здравствуйте, друзья мои!» «Здравствуйте, матушка-царица наша!» - был дружный ответ. «Как далеко я ехала, чтобы только видеть вас», - сказала Екатерина и услышала ответ загребного Жарова: «От евдакой матушки-царицы чего не может статься!» Екатерина оценила соленую шутку, улыбнулась и обронила по-французски командующему флотом графу Войновичу: «Какие ораторы твои матросы!» Вечером было устроено «сражение»: бомбардирский корабль «Страшный» обстрелял и поджег «фальшивый городок», специально обустроенный на Северной стороне бухты. Екатерина посетила Балаклаву, где ее встретила рота «амазонок», составленная из жен и дочерей офицеров расквартированного здесь греческого батальона, - 100 наездниц в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны. Командовала этим экзотическим воинством жена одного из офицеров, Елена Ивановна Сарандаки. Екатерина присвоила ей уникальное звание «капитан амазонок», а позднее прислала в подарок перстень с бриллиантом. 31 мая царский кортеж покинул Крым. 28 июня он въехал в Москву, а 11 июля императрица вернулась в Петербург. Путешествие продолжалось почти полгода, и за это время императрица и ее сопровождающие преодолели 5657 верст, в том числе 446 по воде. Виктор СЕРГЕЕВ Потемкинские деревниСамый известный исторический миф, связанный с путешествием Екатерины в Крым, - это так называемые «потемкинские деревни». Якобы по приказу князя Потемкина были построены бутафорские деревни, которые должны были показать фальшивое процветание. Однако историки давно установили, что ни в одном из описаний самого путешествия нет упоминаний о чем-либо подобном. «Потемкинский обман» появляется лишь в сочинениях иностранных путешественников, посетивших Россию в 1790-х годах. И записаны эти рассказы были явно с чужих слов. Скорее всего, слухи о бутафорских деревнях, нарисованных на деревянных щитах, появились из-за украшений вдоль дороги, которые действительно устанавливались кое-где по пути следования царского поезда. Как правило, на деревянных щитах вдоль дорог изображались вымышленные постройки или фантастические виды, чтобы скрасить императрице однообразие пустынных пейзажей. Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|