История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Как Троя победила ахейцев

Мы знаем с детства историю о том, как коварные греки спрятали своих лазутчиков в огромном деревянном коне и подарили этого монстра троянцам. Троянцы были столь наивны, что зачем-то ввезли эту громадину в свой город. Ночью греки вышли из коня, открыли городские ворота и впустили вооруженных соратников. Троя пала. Но, скорее всего, дело обстояло совсем по-другому...

Грандиозную греко-троянскую войну выиграли отнюдь не греки - увы, к вящему огорчению поклонников Гомера, войну выиграла Троя. Звучит это как шутка, но об этом вполне серьезно писали еще древнегреческий историк Страбон и древнеримский философ Дион Хризостом, а вслед за ними - некоторые современные исследователи.

Несоответствие, которое бросается в глаза более-менее вдумчивому читателю, - это то, как греки возвращаются домой. Обычно победители предстают взорам обывателей «на белом коне», недаром же это выражение стало крылатой фразой. А тут картина прямо противоположная. Участники Троянской войны, цари Диомед и Неоптолем, по некоторым источникам, были с позором изгнаны с Пелопоннеса! Вождя греков Агамемнона на родной земле постигла гибель. Лишь хитроумный Одиссей чудом избежал печальной участи своих однополчан...

Деревянный конь - проект Одиссея

На счету хитроумного Одиссея серьезные военные успехи. По Гомеру, именно он предложил построить деревянного коня и в деталях разработал диверсию в Трое. Выходит, царь Итаки - стопроцентный победитель, причем «не числом, а уменьем». Но возвращение Одиссея на родину отнюдь не выглядит триумфальным шествием героя. На его глазах женихи сватают его жену Пенелопу и унижают сына Телемаха, откровенно грабят поместье и расхищают царскую казну. Такое возможно, если «беспредельщики» знают, что царь повержен, а сами они безнаказанны. Ведь герой внушает трепет, не так ли? К тому же он возвращается с вооруженной командой, у него могущественные «друзья-однополчане». Как говорится, с таким лучше не связываться. Но почему-то «победитель» переодевается в лохмотья и изображает нищего, прячется в избушке у свинопаса и наблюдает, как режут его скот для пиршеств и хозяйничают в доме! Даже Телемах сначала был не в силах признать в убогом старике родного отца!

Одиссей все же воцаряется на собственном, чуть было не уплывшем от него троне - благодаря своей хитрости, но отнюдь не высокому статусу героя войны. Другим «победителям» пришлось куда как хуже.

Хорошо известно, что в древних городах-мегаполисах царил культ героев. Гектор, Патрокл, Геракл, Ахилл, Ясон, Диомед Агамемнон... Да-да, Агамемнон в ряду культовых героев Древней Греции! Тем не менее ахейский вождь гибнет в родных Микенах - по разным версиям, от руки то ли своей супруги Клитемнестры, то ли ее любовника Эгисфа. Могло ли такое произойти без народных волнений, протестов и вооруженных столкновений, если бы Агамемнон воротился с победой, в силе и славе? Да древние люди просто бы побоялись вызвать гнев богов, безропотно приняв Эгисфа, - узурпатора власти и убийцу законного правителя! Или автор хочет дать намек, что боги отвернулись от Агамемнона? Из текста такого не следует.

Поэт рисует этого вождя во всем величии, даже сравнивает его с богами. Не будь он талантливым полководцем, при гомеровской демократии он тотчас был бы смещен. Но Агамемнон командует ахейским войском в течение всей войны.

Нестор называет его сильнейшим оплотом греков. Логично предположить: Агамемнон проиграл войну с троянцами, спасался бегством и предстал перед народом своей страны в слабой и уязвимой позиции. Тогда хоть как-то объясним его печальный конец.

Плоды заблуждений

Древний историк и географ Страбон утверждал, что после войны в Трое появилась новая волна фригийцев, и они «поселились здесь». Выходцы из Македонии и Фракии, фригийцы в боях выступали на стороне троянцев. После войны они селятся в Трое и смешиваются через браки с жителями Илиона. Видимо, троянцы хоть и победили, но были настолько обескровлены в боях, что власть постепенно перешла в руки более сильных союзников, подчинивших себе все Эгейское море. Легенда гласит, что царь Фригии Мидас превращал в золото все, к чему прикасался.

Первым назвал победу греков над Троей «заблуждением», а Гомера - «самым отчаянным вралем» древнеримский философ и историк Дион Хризостом. Он раскритиковал постоянные отступления великого Гомера и отвлечения на споры богов Олимпа, а также саму композицию бессмертной «Илиады». Мол, почему поэт ведет повествование не по порядку?

Начинается поэма с гнева Ахиллеса, что было далеко не в начале войны, а заканчивается выдачей тела Гектора, что на самом деле происходит в разгар военных действий. О якобы падении Трои в «Илиаде» вообще ни слова. Этот «факт» сообщается только в «Одиссее»!

Дион вполне соглашался с автором «Илиады» в том, что сватовство могло стать поводом для войны. Но считал нелепостью факт бегства Елены с Парисом. Философ утверждал, что Гомер просто придумал, будто эту страсть возлюбленных устроила богиня Афродита - только так и можно было объяснить странности поведения высокопоставленной женщины.

Главный аргумент Диона - царь Приам не стал бы терпеть подобный позор, мудрый старик выдал бы беглянку законному мужу еще до начала войны. По Хризостому, царь Спарты Тиндарей, желая породниться с могущественным соседом - Троей, отдал свою дочь Елену сыну троянского царя Приама Парису. И этим больно обидел греков. Тогда на исторической сцене и появился Менелай. Заручившись поддержкой своего брата Агамемнона, он призвал всех прочих женихов-неудачников отомстить троянцам за обиду, а заодно и город пограбить. Так и началась война...

«Бог из машины»: политический заказ?

«Богом из машины» греки называли писательский прием, когда автор поэмы или пьесы одним росчерком пера создавал нужные ему развязки сюжета. И ведь в театрах такие машины реально существовали! Вот почему у Гомера боги постоянно рядом с людьми. Они то помогают, то вредят героям, дают им то полезные, то вредные советы. Все это результат маскировки исторических несоответствий, ревизии известных легенд.

Самое интересное - троянский конь действительно был! Правда, не как контейнер для лазутчиков-диверсантов, а как символический дар. Греки проиграли, победители троянцы ослаблены, все хотят мира. Понимают: войну надо кончать, но не знают, как обеим сторонам красиво выйти из игры. Дион считает, что стороны выбрали традиционный для того времени способ. Был создан деревянный жертвенный конь с надписью «Милости ради ахейцы Афине Илионейской», то есть побежденные греки просят о милосердии, обращаясь к покровительнице Трои! Ироничный Хризостом без устали шутит по поводу «конной диверсии»: сколько же людей уместилось внутри? И как Одиссей сподобился залезть в деревянное брюхо? Ведь он царь, узнают подданные - от позора не отмоешься!

Не все знают, что Гомер писал «Илиаду» и «Одиссею» через сотни лет после троянских событий. Война ахейцев против Илиона разразилась около 1225 года до нашей эры. А Гомер, по словам Геродота, жил примерно в VIII веке до нашей эры. Как раз в это время Греция, доселе представлявшая собой политически разделенные города, начала объединяться. При выходе на новую историческую арену поэтическая трактовка поражения трехсотлетней давности как величайшей победы была очень в тему! Настало время сплотить нацию как народ. Гомер и создал новую Грецию.

Доподлинно не известно, действовал ли поэт по личной инициативе или же следовал политическому заказу. Возможно также, что поэт сам был в том или ином качестве в команде патриотов, возрождавших Грецию. Но один факт неоспорим - великий поэт Гомер подарил нам шедевр мирового уровня.

Во время войны с персами греки шли в бой с гомеровскими стихами на устах. Бойцы верили, что подобно предкам сумеют побить врага, - и они победили! И как сказал один российский ученый: «если бы Гомер не выиграл Троянскую войну в стихах, греки не выиграли бы войну с персами в действительности». Выходит, ревизии истории существовали с незапамятных времец, а политтехно-логии действовали еще до нашей эры. И можно с уверенностью утверждать, что не победители пишут историю, а часто наоборот - победителями становятся те, кто пишет историю.

Людмила МАКАРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая