История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Чёрная легенда

Монтесума II заслужил недобрую славу в веках. В хрониках конкистадоров он представлен трусливым вождем, в индейских легендах - жестоким тираном. Как формировалась «черная легенда» о последнем правителе ацтеков? И каким он был на самом деле?

В письме Кортеса, написанном в 1520 году, последний правитель ацтеков Монтесума II изображен могущественным, но непоследовательным владыкой огромной империи. Он ведет с заморскими пришельцами двойную игру: то задаривает их и приглашает погостить, то устраивает всяческие провокации. При встрече вождь ацтеков признает власть заокеанского монарха - императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V. Кортес, однако, ему не доверяет и через несколько дней захватывает в плен. Монтесума не сопротивляется - напротив, начинает ревностно служить захватчикам: выдает тем на расправу посмевших взбунтоваться приближенных, выплачивает дань, присягает на верность Испании, позволяет уничтожить идолов и заменить их крестом. Когда в Теночтитлане начинается народное восстание, он пытается утихомирить своих подданных и получает удар камнем, который обрывает его жизнь. Стиль донесения Кортеса - подчеркнуто бесстрастный, отстраненный. Кажется, что генерал всего лишь объективно излагает факты. Но так ли это?

Записки конкистадоров

Теночтитлан

Кортес писал, сбежав из восставшего Теночтитлана и не зная, удастся ли ему вернуть утраченное. Его цель - оправдаться перед испанским королем, заретушировать свои неблаговидные, преступные поступки, воспеть подвиги. О порочащих конкистадоров действиях упомянуто вскользь или не сказано вовсе. Обстоятельства пленения и смерти Монтесумы, подлинность его «дарственной речи» также вызывают сомнения историков.

Зато к месту и не к месту подчеркивается «мирный» характер похода испанцев. Кортес как будто позабыл о том, что в первых же абзацах обещал либо захватить в плен, либо убить Монтесуму! Главная задача - доказать факт «мирного» покорения огромного богатого государства и добровольного признания сюзеренитета Карла V. Великое деяние, плоды которого пошли насмарку лишь из-за происков недругов!

Письма-донесения Кортеса стали основой хроник, написанных по завершении конкисты. Самая известная из них - «История завоевания Новой Испании», созданная в середине XVI века капелланом Кортеса Франсиско Лопесом де Гомарой. Он использовал и письма предводителя, и сочинения миссионеров, почерпнув оттуда описания «сатанинских» языческих культов. Монтесума Гомары - могущественный царь варварской империи, антипод храброго, великодушного Кортеса. Он высокомерен и жесток, подвержен низменным инстинктам, непоследователен из-за внушения оракулов.

Труд Гомары попался одному из ветеранов Кортеса - Берналю Диасу дель Кастильо. Тот был возмущен: все заслуги похода приписывались одному лишь генералу, а о солдатах совсем позабыли! Стремясь доказать, как было на самом деле, он пишет свою «Правдивую историю завоевания Новой Испании». Однако Монтесума в записках солдата действует так же, как и в донесениях начальника. А мотивы его поступков объясняются велением оракулов - как в хронике Гомары!

Правитель ацтеков у Диаса - достойный противник, «идеальный монарх» рыцарских романов. Он разбавляет эпопею жанровыми сценами, рисующими жизнь императора в плену, расписывает его обходительность и щедрость, сообщает, что порой тот заступался за своих тюремщиков, проштрафившихся перед генералом. Симпатию Диаса к Монтесуме можно объяснить не только широтой взглядов ветерана, но и приземленными мотивами: солдат был щедро одарен правителем ацтеков - и золотом, и наложницей.

Другой конкистадор, оставивший записки, - стороживший Монтесуму Агиляр - не питал особой любви к пленнику. Он называл его «лукавым, хитрым, проницательным и мудрым» и считал врагом, вдвойне опасным в силу его королевского сана.

Письма Кортеса, записки Диаса, Агиляра и других участников конкисты широко использовались авторами хроник XVI-XVII веков. Их целью было прославление величия Испании. Подвиг конкистадоров определялся могуществом покоренной державы и ее правителя, поэтому необходимо было показать как внешний блеск, так и греховность, «неполноценность» варварского царька. Образ Монтесумы все больше трансформировался, превращаясь в смесь идеального государя и жестокого тирана. В поздних хрониках повелитель ацтеков и вовсе назван орудием дьявола.

Заместитель бога

Представление об «идеальном правителе» в древней Мексике и средневековой Европе во многом совпадало. Носитель власти был сакральной фигурой, избранником высших сил, который представлял весь социум и являлся гарантом его благополучия. Ацтекские владыки - тлатоани - являлись воплощениями бога, посредниками между людьми и миром сверхъестественного. Но не были абсолютными монархами подобно европейским королям.

Империя ацтеков была не единой державой, а скорее конгломератом областей-данников, сохранивших самоуправление. Однако ацтекский тлатоани не был единоличным владыкой даже этого аморфного образования. Покоренные земли управлялись Тройственным союзом - конфедерацией трех городов: Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана. Между владыками Тескоко и Теночтитлана шла яростная борьба за главенство в этом союзе.

На месте власть тлатоани ограничивали соправитель (сиуакоатль), а также «совет четырех» - собрание знатных и влиятельных сановников. Правитель являлся главнокомандующим, верховным законодателем и судьей, руководил экономической жизнью и политикой государства, выполнял ритуальную функцию. Он был обязан принимать участие во всех главных обрядах, включая человеческие жертвоприношения, вести аскетический образ жизни, умерщвлять плоть.

К личности кандидата на престол предъявлялся ряд требований. Тлатоани должен был быть мужественным и воинственным; справедливым и беспристрастным судьей; учтивым и сострадательным, особенно по отношению к воинам, престарелым и беднякам; должен был внимательно прислушиваться к рекомендациям советников, ни в коем случае не действовать самовольно, под влиянием минутной прихоти; соблюдать все обряды.

Наконец, тлатоани предписывалось сохранять смирение перед лицом божеств и помнить, что дарованная ему власть - их кратковременная милость. В индейских легендах Монтесума предстает худшим за всю историю правителем, нарушившим все эти установки.

Наихудший правитель

Самая известная хроника XVI века, созданная на основе свидетельств индейцев, - энциклопедическая работа францисканца Бернардино де Саагуна «Всеобщая история вещей Новой Испании» (1545-1579). На страницах 12-й книги под названием «Завоевание Новой Испании» Монтесума предстает малодушным владыкой, чья слепая вера в то, что Кортес - вернувшийся Кецалькоатль, является главной причиной катастрофы.

В конце XVI века появились две другие хроники, написанные разными людьми - миссионером и внуком Монтесумы, но совпадающие во многих деталях: «История Индий Новой Испании и островов материка» (1581) доминиканца Диего Дурана и «Мексиканская хроника» (1598) Эрнандо Альварадо Тесосомока. Оба автора использовали общий источник - утерянную впоследствии «Хронику X», созданную потомками советника Тлакаелеля. Он был формально равен тлатоани, но его наследники при Монтесуме превратились в «высокопоставленных исполнителей приказов». Естественно, семья «вице-короля» не могла питать большой любви к правителю. Самые красочные описания преступлений и зверств Монтесумы содержатся как раз в произведениях традиции «Хроники X» - сочинениях Тесосомока, Дурана и ряда других авторов.

Так, Диего Дуран сообщает, что сразу же после восшествия на трон Монтесума отстранил от управления прославившихся в боях незнатных ветеранов (в одной из версий легенды их даже казнили). Покушение на один из краеугольных камней военной организации и общественной структуры - обычай награждать отличившихся воинов - привело к снижению боеспособности, что стало одной из причин поражения.

Монтесума часто действовал по своей прихоти и не терпел возражений. Он вырезал семью одного из подданных за то, что тот отклонил его план постройки храма. Казнил прорицателей и сновидцев за неблагоприятные предсказания. Жертвами Монтесумы часто становились пожилые люди и жрецы, которые, по ацтекским традициям, принадлежали к неприкосновенным категориям. Таким образом, владыка проявил не только несправедливость и гордыню, но и пренебрежение к устоям общества и всемогущим богам.

Вслед за испанцами Дуран и Тесосомок сообщают о сибаритских привычках Монтесумы. Изнеженность - еще одна черта негодного правителя. В довершение Дуран называет Монтесуму «мясником» и со смаком расписывает подробности жестоких казней и массовых жертвоприношений.

Соперник из Тескоко

Финальные главы «Истории народа чичимеков» хрониста-метиса XVII века Фернандо де Альвы Иштлильшочитля построены на контрасте между «крайне добродетельным» правителем Тескоко (второго по величине города ацтеков) Несауальпилли и «крайне порочным» владыкой Теночтитлана Монтесумой. Тот озабочен лишь тем, как досадить Тескоко, а недостаток способностей для управления компенсирует плетением интриг. Он даже идет на сговор с врагом, чтобы избавиться сперва от конкурента в борьбе за престол - родственника тескокского царя, а позднее - от самого Несауальпилли (последнее, впрочем, не удается). Тескоко проиграл в борьбе с Теночтитланом - и потомок царского рода спустя век мстит обидчику предков.

Для завершения образа негодного правителя недоставало лишь трусости. Во время конкисты, по легендам, Монтесума проявил ее сполна. Узнав о высадке испанцев, владыка решает бежать, оставив свой народ на произвол судьбы. Потом, правда, одумывается и предпринимает ряд шагов, чтобы уничтожить пришельцев или же заставить их уйти. Когда все попытки проваливаются, он впадает в панику. Между тем неписанная норма требовала, чтобы глава государства сохранял самоконтроль при любой, даже фатальной ситуации.

Когда испанцы входят в Теночтитлан, Монтесума действует столь же трусливо. Он произносит кощунственную речь, в которой уступает власть пришельцам. Попав в плен, безвольно передает им все ценности. Когда в Теночтитлане начинается восстание, спровоцированное устроенной конкистадорами резней, пытается утихомирить своих подданных.

Выжав из царственного заложника все, испанцы хладнокровно убивают Монтесуму. Говорят, что при кремации его тело издавало дурной запах, - штрих, венчающий образ «наихудшего правителя».

Вердикт потомков

Существует мнение, что Монтесуму оболгали предвзято настроенные к нему авторы хроник. Он стремился к объединению державы, отодвигал старую знать на второй план, урезал привилегии жречества - а его обвиняли в гордыне, святотатстве и пренебрежении к традициям. Преувеличена и жестокость Монтесумы. Он зверствовал не более, чем требовалось: устранял конкурентов и «по долгу службы» руководил кровавыми обрядами. А борьба с царем Тескоко - схватка хищников, в которой выживает лишь сильнейший.

После поражения в войне с испанцами Монтесуме припомнили все, превратив в главного виновника трагедии. Пороки и дурные поступки Монтесумы - не его индивидуальные черты, а качества, характеризующие «дурного правителя» вообще и объясняющие крушение установленного миропорядка, как считают современные ученые.

«Нужно было найти <... кого-нибудь, кто бы своим преступным поведением, своим нарушением установленных правил вызвал... конец эры... Нужен был подходящий виновник катастрофы. Кто-нибудь, кто бы представлял нацию, поскольку она вся должна была подвергнуться наказанию, и этим человеком мог быть только король. По-видимому, главной ролью государей повсюду и во все времена была роль главного ответчика, иначе говоря, - козла отпущения в последней инстанции», - заключает французский писатель Мишель Гролиш.

Желание снять с себя ответственность, переложить ее на наделенного верховной властью - серьезный фактор, повлиявший на создание легенд о «нечестивом» Монтесуме. А от их собирателей-аристократов ожидать объективности вряд ли разумно. Но означает ли это, что Монтесуму можно полностью реабилитировать?

Среди творений оскорбленных вождей и их учителей-миссионеров выделяется работа Саагуна. Францисканец не довольствовался одним источником - опросил очевидцев из различных мест, собрал разнообразные легенды и свидетельства. В его труде Монтесуму обвиняет не обиженный князек, а сам народ - за то, что не защитил в час опасности.

Монтесуме простили бы все - самодурство, жестокость, если бы у него получилось. Получилось создать сильную державу, которая бы дала отпор агрессорам. Монтесума попытался, но не смог. В чем ошибся - не важно. Правитель не смог защитить свой народ. И это ему не простили. И никогда не простят.

А биография Монтесумы, воссозданная на основе хроник, так же «достоверна», как и жизнеописания других легендарных персонажей.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Дворцовые тайны     Следущая