История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий




Дворяне с Гетманщины

История отношений между Запорожской Сечью и Россией очень запутана и сложна. Даже когда речь не шла о войнах и прямом противостоянии, примирить обычаи казаков и традиционный уклад их жизни с законами империи удавалось далеко не всегда. Но со временем перед многими представителями казачьей старшины встал прямой выбор - оставаться верными дедовским традициям или встраиваться в российскую сословную систему.

Во все времена на высшее общество любого государства возлагалась большая ответственность. Его представителям доверялось править, проводить реформы, следить за результатами их проведения. А в конечном итоге - отвечать за будущее народа, нации. Дворянство как господствующее сословие утвердилось в Российской империи в XVIII веке. Это было обусловлено его доминированием в управлении государством, а также влиянием на развитие культуры. Данная тенденция совпала с процессом присоединения казацкой старшины к российскому дворянству. Это позволило украинской элите просочиться в социальные и административно-политические структуры Российской империи.

Право по крови

«Жалованная грамота дворянству» - манифест Екатерины II от 21 апреля 1785 года - впервые гарантировала неприкосновенность лица, имущества и чести дворянства. Документ предусматривал сословное самоуправление и давал право свободного въезда и выезда из страны лицам дворянского звания. Дворянам даровались сословные привилегии: освобождение от обязательной службы и от телесных наказаний, а также право беспрепятственно «вступать в службы прочих европейских нам союзных держав».

После провозглашения данного законодательного акта казацкой старшине (которая, кстати говоря, до ликвидации Запорожской Сечи защищала также и южные границы России) оставалось лишь доказать свое знатное происхождение «по силе малороссийских прав». Такая процедура предполагала предоставление документов в доказательство того, что кто-то из предков кандидата в «российские дворяне» происходил «не от здешней простонародной породы» а от «польской» или «литовской», то есть шляхты Речи Посполитой.

После подтверждения казацкой старшиной принадлежности к дворянству ее представители становились «благородным сословием российского дворянства». Стоит отметить, что на рубеже XVIII и XIX веков казачество составляло треть всего населения Украины. Численность вольных казаков и простолюдинов вместе с крепостными достигала 3 миллионов человек.

Переход казацкой старшины в дворяне осуществлялся преимущественно идеологически-административным путем. Их уравняли во всех правах с российским дворянством, тем самым заложив основы для дальнейшего слияния. Рядовые казаки в большинстве своем стали государственными крестьянами - в отличие от помещичьих крестьян, они считались вольными, хотя и прикрепленными к земле. В общей сложности, таковыми были признаны более чем 25 тысяч семей бывшей Гетманщины.

При этом некоторые из дворянских семей Полтавщины имели в своем подчинении более чем 7300 душ крестьян.

Российское дворянство получили и те, кто занимал старшинские должности в автономном административноуправленческом аппарате Украины. В основном речь идет об украинском панстве. Получив в дальнейшем подтверждение прав на владение имениями и крепостными душами, они направлялись на службу в различные губернии и уезды. Среди новоявленных дворян были и такие, которые в дальнейшем занимали высокие правительственные должности.

Законы высшего света

Дворянский «обед»

Продвижение по службе требовало обязательной осведомленности в культурной жизни Российской империи. Из-за этого многие из «украинских дворян» постепенно отказывались от своих вековых традиций и обычаев. Переходили на европейский стиль одежды, начинали разговаривать на русском или французском языке.

Выходцы из казацкой старшины со временем теряли собственную этническую природу. Их дети и внуки учились в российских учебных заведениях, служили на российской государственной службе, заключали браки с русскими. И, в конце концов, начинали считать себя русскими...

Принадлежность к высшему обществу требовала соответствующего социального поведения и регулировалась этикетом, который определял правила поведения и нормы взаимоотношений у дворян.

В царской России существовали два полюса общественной жизни дворянства - армия и высший свет. Важная роль при этом отводилось церемониалам, коронациям, бракосочетаниям высоких персон. Эти события сопровождались придворным званым обедом со строгим этикетом. Особое внимание уделялось соблюдению иерархии согласно социальному статусу, титулу и знатности. Участие в церемониалах было не только почетным правом, но и обязанностью для представителей дворянского сословия. Что же касается этикета - в частности, умения вести себя подобающим образом за столом, то здесь по возможности старались учитывать культурные традиции и обычаи. Но главное значение имела субординация.

Украинская элита, которая имела многовековые традиции иного характера, теперь вынуждена была соблюдать новую модель поведения. Разнообразие форм отдыха, общение среди молодежи, а также календарные праздники, преимущественно общие для всего народа, теперь уступили место дворянской структуре быта при дворе Российской империи.

Это означало прежде всего утверждение нового типа социального поведения в пределах собственной дворянской культуры. Такие события, как бал (основная форма большого приема), были строго ритуализированы. При этом именно бальному веселью отводилась роль коллективного быта, разрешенного высшему сословию России.

Светская жизнь

Существовали и другие формы приема гостей. Наиболее распространенной из них была игра в карты в узком кругу самых близких друзей. Или же просто дружеские беседы. Проявлением гостеприимства также считалось устройство детских праздников.

Распространенной формой были так называемые «обеды», которые продолжались почти целый день. Сам званый обед начинался задолго до того, как съедутся все гости. Подготовка же начиналась за несколько недель до назначенной даты. Она включала в себя как составление меню, так и организацию развлечений. Настоящий дворянский обед должен был иметь свою композицию. И чем совершеннее была симметрия всех элементов, тем более высокой репутации добивался в обществе хозяин приема.

Дворянский званый обед состоял из множества блюд и десертов, но всегда начинался с закусок, к которым подавали разнообразные ликеры и водки. Обычные напитки, как правило, готовили в деревнях и присылали с другими домашними припасами - мукой, крупами, подсолнечным маслом, разнообразной живностью и зеленью, а также различными крестьянскими соленьями и лакомствами, такими как фрукты, варенье, сироп.

А вот редкие, изысканные вина закупались большими партиями во время поездок за границу или же их присылали родственники и знакомые. Соответствующая марка вина подавалась к определенному блюду. Лишь шампанское пили с любым блюдом, начиная с супа. Оно было не дополнением к тому или иному блюду, а скорее признаком торжества и роскоши обеда.

Гостей обычно развлекали музыкой: играли на виолончели, фортепиано, пели песни. Иногда разыгрывали своеобразные спектакли с участием тех же гостей. Очень популярны были игры в шарады и «живые картины».

Александра ШЕПЕЛЬ

Жалованная грамота

Полное название документа, принятого Екатериной II, звучало так: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Среди прочих, он содержал следующие пункты:

«Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются...»

«Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российскаго дворянства зависимо есть от безопасности отечества и престола; и для того во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самаго живота для службы государственной».





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Дворцовые тайны