Тайны античного кубка

Автор: Maks Фев 19, 2023

Неслучайно говорится: все новое — это хорошо забытое старое. Относительно недавно ученые заподозрили, что наши далекие предки владели нанотехнологиями. Поводом для этого послужило исследование уникального артефакта — кубка Ликурга.

ОДНИ ДОГАДКИ

Точно никто не знает, откуда взялся этот артефакт. Возможно, он был найден черными археологами в гробнице какого-то очень знатного римлянина. Неизвестно и место изготовления уникального изделия. Поскольку Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла, ученые предполагают, что кубок был создан в Александрии примерно в IV веке. Но ведь точное время изготовления изделий из неорганики определить чрезвычайно сложно. Поэтому совсем не исключено, что кубок явился к нам из эпохи куда более древней, чем Античность.

Находка несколько веков пролежала в сокровищницах Римско-католической церкви. В XVIII веке кубок был конфискован деятелями Великой французской революции. Примерно в 1800 году для обеспечения сохранности к кубку пристроили обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями. В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лайонел де Ротшильд, а в 1857-м артефакт в коллекции банкира заметил знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген.

Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, он лет 5 уговаривал владельца выставить чудо на всеобщее обозрение. Так в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Но после закрытия экспозиции вновь стал недоступен для исследователей почти на целое столетие. Только в 1950-м группа ученых упросила нового владельца кубка Викторе Ротшильда открыть им доступ к изучению реликвии.

Сегодня древний артефакт можно увидеть в Британском музее: именно ему в 1958 году Ротшильд продал кубок, можно сказать, за символическую цену — 20 тысяч фунтов стерлингов. Так ученые получили наконец-то возможность разгадать тайну его необычных свойств.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ

У исследователей нет единого мнения по поводу предназначения кубка. Одни считают, что он использовался жрецами для ритуальных целей, другие — что с помощью него устанавливали, не содержит ли напиток, яд.

Некоторые ученые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделано наполнившее ее вино.

Кубок обладает удивительным по красоте решетчатым орнаментом, способным придавать изображению объем, но, главное, он знаменит своими необыкновенными свойствами.

Кубок ЛикургаПри обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок отливает зеленым цветом, а если его подсветить сзади, то становится красным. Меняет он цвет и в зависимости от того, какая жидкость в него налита. К примеру, светится голубым, если в него налить воду, но, заполненный маслом, становится ярко-красным. Как этого сумели добиться античные мастера, наука не могла объяснить долгие годы.

Только после того, как выяснилось, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла с многослойными примесями металлических окисей, в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось понять, что все дело в особом составе этого стекла. На миллион его частиц мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Получившийся золото-серебряный коллоидный состав и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.

Американский физик и эксперт по нанотехнологиям Лю Ганн Логан предположил, что, когда жидкость или свет наполняют кубок, они воздействуют на электроны атомов золота и серебра. Те начинают вибрировать с различной интенсивностью, из-за чего и меняется цвет стекла. Для проверки этой гипотезы исследователи изготовили пластиковую пластину со «скважинами», насытив ее золотыми и серебряными наночастицами. Когда вода, масло, сахарный и соляной растворы попадали в эти «скважины», материал начинал различным образом менять цвет: становился красным в масле и светло-зеленым в воде. Однако кубок Ликурга приблизительно в 100 раз чувствительнее к изменениям уровня соли в растворе, чем пластиковая пластина экспериментаторов!

ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА

Но откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном, а то и атомном уровне?

Кто-то выдвинул такую гипотезу: древние мастера и до создания этого шедевра добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро содержало золотую примесь или частицы сусального золота, бывшие в мастерской, угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно единственный в мире.

Вроде бы убедительно, но… Чтобы изделие меняло цвет, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. Представьте: эти частицы составляют примерно 50 нанометров в диаметре — в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они измельчили серебро и золото до уровня наночастиц? Таких технологий в IV веке просто не могло быть!

Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем полагали изначально, и создан он мастерами высокоразвитой неизвестной нам цивилизации, погибшей в результате некоего планетарного катаклизма.

Константин ШАНДЕЦКИЙ

ИСТОРИЯ ЦАРЯ ЛИКУРГА

Почему артефакт назван кубком Ликурга? Дело в том, что поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами. Из всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходил миф о гибели фракийского царя Ликурга, жившего в IX или VIII веке дон. э.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад, а уцелевших изгнал из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к царю одну из нимф по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, Амвросия сумела его обворожить и уговорила выпить вина. Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался овладеть ею.

Затем принялся вырубать виноградники — и зарубил при этом собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Потом такая же участь постигла царицу. В конце концов Ликург стал легкой добычей Диониса и его сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором — и отрубил собственную ногу. После этого он истек кровью и умер.

Но с таким же успехом можно предположить, что на кубке изображена притча об опасности злоупотребления алкоголем — своеобразное предупреждение пирующим, дабы не теряли головы.

  Рубрика: Невероятные артефакты 364 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,287 сек. Потребление памяти:9.31 mb