«Титаник» древности

Автор: Maks Апр 30, 2018

Есть в Стокгольме весьма странный музей, в котором достопочтенной публике представлен всего один экспонат. Но зато какой! Единственное судно XVII века, дошедшее до наших дней, галеон «Васа», деревянные конструкции которого сохранились, пролежав на морском дне три века.

Сила и мощь державы

Когда шведский король Густав II Адольф только начинал править, у него не было денег на строительство нового флота. Но ближе к концу его правления денежки в казну потекли рекой, и он пригласил кораблестроителей из Голландии — по тем временам самых продвинутых мастеров корабельного дела. Им предстояло создать галеон, размерами и красотой поражавший воображение, — грозу пиратов и врагов его величества.

Работа спорилась, и по прошествии 3 лет корабль был готов к спуску на воду. Перед тем как отправиться в первый рейс, капитан решил испытать судно на прочность. Три десятка матросов бегали от одного борта к другому. Но вскоре испытание пришлось прекратить: судно так сильно раскачало, что оно готово было опрокинуться вверх тормашками прямо у пирса. Капитан засомневался было в надёжности корабля, но, окинув взглядом собравшихся, понял, что для сомнений сейчас не самое подходящее время.

В порту собрались едва ли не все жители Стокгольма и близлежащих городов, представители королевской семьи и, конечно же, иностранные послы, которые не могли пропустить столь значимого события.

Корабль был чудо как красив. Два позолоченных льва, изготовившихся к прыжку на носу галеона, свирепо озирали собравшихся. Орудийные люки, из которых выглядывали мощные пушки, также были украшены ощерившимися львиными пастями. Народ ликовал! Ещё бы, мечта короля, который хотел продемонстрировать всем силу и мощь своего государства, сбылась! Галеон отчалил и медленно поплыл вдаль, но двигался он, кренясь с одного бока на другой, а когда подул ветер, и вовсе начал тонуть, не проплыв и мили.

Встать, суд идёт!

Королевский суд, созданный для расследования этого страшного происшествия и наказания виновных, установил, что капитан и команда перед отплытием не брали и капли спиртного в рот, пушки были надёжно закреплены, а балласта хватало. Но почему же судно пошло ко дну и кто нёс за это ответственность?

Оказалось, что у этой фатальной ошибки, приведшей к гибели галеона, было несколько виновных, и первый среди них — его величество Густав II Адольф. Он торопился завершить судно и самолично утвердил его размеры, не считаясь с конструктивными трудностями. Дело в том, что изначально корабль задумывался с одной палубой, но король, пытаясь разместить как можно больше орудий, приказал добавить ещё одну.

Часть вины лежала и на капитане, который, зная, что корабль неустойчив, рискнул всё же выйти в море. Он, как никто другой, знал, с каким нетерпением король, который в то время находился в Европе, ожидает прибытия галеона.

Голландские корабелы тоже оказались не без греха.

Главный мастер Хенрик Хюбертссон скончался, не завершив постройки, а его преемник Хейн Якобссон не осмелился оспорить размеры, одобренные королём. После трагедии корабль неоднократно пытались поднять, но тщётно. А потом о нём просто забыли.

Счастливый день

Галеон

Спустя 300 лет судьбой галеона снова озаботились. Координат, где он залег на дно, не было, сведения, содержавшиеся в архивах, были крайне противоречивыми. В 1953 году специалист по затонувшим судам Андерс Франсен начал поиски с помощью созданного им прибора — пробоотборника, и 25 августа 1956 года ему улыбнулась удача. Прибор поймал кусочек древесины, почерневшей от времени. Далее за дело взялись аквалангисты, которые обнаружили корабельный борт с двумя рядами пушечных отсеков. Так был найден галеон «Ваза».

Предстояло его поднять. Но как? Озвучивались самые фантастические проекты. Судно предлагали вморозить в лёд, а когда глыба всплывет, оттащить её на мель. Или забить трюмы корабля шариками для настольного тенниса: они-де и вытащат корабль. Но победил реализм. Было решено пробуравить под галеоном шесть тоннелей, пропустить через них стальные тросы и вытащить «Васу» на понтонах.

Но легче было сказать, чем сделать. Аквалангисты трудились не покладая рук в кромешной тьме на глубине 30 метров, каждую секунду рискуя порвать воздушные шланги или быть придавленными многотонной корабельной тушей.

К счастью, все остались живы. И 24 апреля 1961 года галеон был поднят на поверхность. В этот день многие шведы устроили себе выходной: люди отпрашивались с работы, школьники сбегали с уроков, вся страна прильнула к экранам телевизоров. Поднятие легендарного галеона освещали СМИ всего мира.

Хоть одним глазком

Затем за дело взялись реставраторы. Слава богу, в холодной Балтике не водится ракушка-древоточец, которая быстро стачивает древесину в южных морях. Но и без того работы было выше крыши. У галеона проржавели все соединения, с борта отвалились все резные украшения. Из моря извлекли около 14 тысяч крупных и мелких деталей. Часто реставраторы пользовались одним лишь металлическим прутом: прикладывали находку к борту, пропускали прут и смотрели, совпадают ли отверстия. Недостающие части реконструировали из светлой древесины.

Однако вскоре возникла проблема. И связана она была с консервацией дерева. Ведь после того, как из древесины испаряется вода, она трескается и ломается. К тому же ещё никто в мире не пытался прежде законсервировать столь большой объект.

Соорудили крытый док, в который и оттащили судно. Там 17 лет дни и ночи напролёт галеон поливали составом, замещающим воду. Из корабля нужно было выкачать около 600 тонн воды. На первых порах это делали вручную, а потом поставили автоматизированную систему откачки на 500 насосов. Корпус галеона и все вещи, бывшие на нём, очистили от грязи и ила.

В эти годы док превратился в настоящий центр паломничества: не ослабевал поток желавших хоть одним глазком взглянуть на корабль. Правда, увидеть им удавалось немного: плотный туман от жидкости, которой орошали корпус, окутывал его почти полностью. Тем не менее за 17 лет посмотреть на «Вазу» пришло 11 миллионов человек.

Много хлопот было с парусами, которые истлели в трюме и грозили рассыпаться от любого неосторожного движения. Их бережно переложили на стекловолоконную основу и пропитали специальным составом.

Когда реставраторы закончили работу, «Вазу» отбуксировали к месту постоянной стоянки — в док на территории старой военной верфи. Вокруг него подняли стены, соорудили крепкую крышу, и получился музей. Сегодня с семи этажей-палуб корабль можно разглядеть во всех деталях. В витринах музея красуются найденные на галеоне предметы: обувь, платья, утварь, бочки для хранения провианта, котёл, в котором кок стряпал еду на 500 человек, медицинские инструменты корабельного доктора, игра, похожая на нарды, курительные трубки.

Говорят, что у кораблей, как и у людей, своя судьба. Возможно, галеону «Васа» на роду было написано стать музеем, чтобы 400 лет спустя мы могли отправиться на нём в прошлое.

Макс Маслин

Гроза Европы

По меркам своего времени «Васа» был самым настоящим гигантом, с которым не мог сравниться ни один боевой корабль в Европе. Высота — 52,5 метра, длина — 69 метров. Его украшало около 700 фигур, выполненных в стиле барокко: солдаты, змеи, озорные нимфы и русалки. Казалось бы, зачем это всё боевому кораблю? Но таков уж был дух времени: роскошь и вычурность рассматривались как слагаемые влияния государства.

Вооружение галеона превосходило всё, что создал к тому моменту военный гений: 64 отлитых из бронзы бортовых орудия, из которых 48 орудий — 24-фунтовые, каждое весом более тонны, а ещё шесть мортир, бочки с порохом и ядра.

  Рубрика: Музеи мира 606 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,311 сек. Потребление памяти:9.67 mb