Трагедия над Белградом

Автор: Maks Янв 27, 2021

55 лет назад в результате катастрофы самолета Ил-18 под Белградом погибла советская делегация во главе с маршалом Сергеем Бирюзовым. Ей предстояло принять участие в торжествах по случаю 20-летия освобожденияя столицы Югославии от фашистских захватчиков.

Ил-18 должен был приземлиться на столичном аэродроме Белграда 19 октября 1964 года в 11:30. Все было готово к торжественной встрече делегации, однако самолет задерживался. Вскоре стало известно, что Ил-18 потерпел крушение, никто не выжил. Это стало страшной трагедией как для Советского Союза, так и для Югославии, так как ее лидер воевал вместе с Бирюзовым.

Маршала опознали по кителю

Президент Югославии Иосип Броз Тито был неподдельно рад известию, что в страну приезжает делегация высокопоставленных советских военных. Тем более отношения с Советским Союзом, разорванные в конце 1940-х при Иосифе Сталине, давно наладились, и Хрущев, а вскоре и новый руководитель Страны Советов Брежнев были маршалу по душе.

Можно себе представить, как готовились в Белграде к визиту советской делегации! Вообще-то, прибытие Ил-18 в аэропорт Сурчин под Белградом ожидалось изначально в 9:30, но оно было отложено на два часа из-за плохой погоды.

К 11:30 на месте событий уже все было готово к праздничной встрече гостей, у взлетно-посадочной полосы выстроился почетный караул: маршала Бирюзова и его спутников готовились чествовать их коллеги из высшего генералитета ЮНА начиная с шефа Генштаба генерала Раде Хамовича, верлушла сербской компартии и руководство Белграда. Музыканты из военного оркестра только ждали отмашки, чтобы грянуть приветственную музыку.

Но вот уже самолет задерживается на четыре минуты, и атмосфера ожидания превращается в тревожную. Так и есть — спустя несколько минут пришло срочное сообщение: в районе горы Авала зафиксирована яркая вспышка, валит густой дым. Самые страшные опасения диспетчеров, наблюдавших исчезновение самолета с радаров именно в это время, подтвердились.

Все, кто встречал советскую делегацию, помчались в Авалу. Сюда уже прибыли кареты скорой помощи, милиция, пожарные. Но на месте выяснилось, что услуги медиков не понадобятся…

После падения Ил-18 пробороздил брюхом колею примерно в 300 метров, после чего взорвался. По словам очевидцев, фюзеляж после крушения представлял собой черную груду металла, а тела погибших были настолько обуглены, что установить их личности было непросто. Опознать сразу смогли лишь Сергея Бирюзова — по нетронутым огнем фрагментам маршальского кителя.

Позднее, когда из СССР прислали списки, узнали, что в Ил-18 погибли семь высокопоставленных военных и 11 членов экипажа.

Они воевали плечом к плечу

Маршал Сергей Бирюзов

Маршала Сергея Бирюзова смогли опознать лишь по остаткам кителя

Известно, что осенью 1944 года отряды красных партизан под командованием Тито сражались на Балканах плечом к плечу с войсками 3-го Украинского фронта, которым руководил Федор Толбухин. Этого военачальника не стало в 1949-м, а вот Сергей Бирюзов, в процессе освобождения Балкан командовавший 37-й армией в составе 3-го Украинского фронта, в 1960-х чувствовал себя вполне хорошо: на момент вылета на торжественные мероприятия в Югославию он уже девять лет как был Маршалом Советского Союза, членом ЦК КПСС, начальником Генштаба ВС и первым заместителем министра обороны.

Вообще во время освобождения Балканского полуострова от немцев Бирюзов сыграл одну из главных ролей, и Тито хорошо знал этого советского полководца. Так, на переговорах по согласованию совместных действий осенью 1944 года он выполнял роль посредника между командованием РККА и непосредственно югославским маршалом, в подчинении которого находилась более чем полумиллионная Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) — в истории эти формирования больше известны как партизаны Тито.

Когда они впервые увиделись, Бирюзов изложил Тито предложения СССР по плану Белградской операции, который был с воодушевлением принят югославским командованием. Считается, что во многом благодаря Бирюзову удалось очень быстро договориться о начале совместных действий 3-го Украинского фронта и войск НОАЮ.

Советский военачальник также смог убедить Тито дать согласие на наступление болгарской армии на Нишском направлении. Бирюзов говорил о том, что «болгарский народ не может носить на себе клеймо за преступные действия бывшего царского правительства», что генералы новой армии «питают искренние братские чувства к югославскому народу», и в качестве доказательства указывал на присутствие коммунистов в составе болгарской делегации.

Понятно, что Тито очень хотел встретиться с фронтовым товарищем, сражавшимся рядом с ним за Белград. Не довелось…

Ставшие легендой Югославии

В советской делегации вместе с маршалом Бирюзовым летели заведующий административным отделом ЦК КПСС генерал Николай Миронов, которого Брежнев, по слухам, хотел назначить новым председателем КГБ, а также начальник Военной академии бронетанковых войск, Герой Советского Союза и Югославии Владимир Жданов, замначальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович и другие военные. Все они в той или иной степени были причастны к изгнанию немцев из Белграда.

Но, выжив в страшной войне, все они погибли в мирное время. Вероятной причиной катастрофы Ил-18 явилась неисправность навигационной системы.

В условиях сильного тумана самолет потерял высоту и врезался в гору в 200 метрах от памятника Неизвестному герою, воздвигнутого на Авале в 1930-х в память о павших в Первой мировой войне.

В тот же день, 19 октября 1964 года, в Белграде объявили двухдневный траур. Все торжественные мероприятия были отменены, а с улиц убрали транспаранты. Президент Югославии Тито направил телеграммы с соболезнованиями Брежневу и председателю Президиума Верховного Совета СССР Анастасу Микояну. Он писал в них, что «глубоко потрясен трагическим происшествием, в результате которого погибли члены советской делегации во главе с начальником Генштаба Советской армии маршалом СССР Сергеем Бирюзовым.

Трагическая гибель советских героев болью отозвалась в сердцах югославского народа. В канун празднования 20-летия освобождения Белграда пали те, кто во главе советских подразделений, бок о бок с югославскими бойцами, проливали кровь за освобождение не только нашей столицы, но и других частей нашей страны. Югославский народ всегда будет с благодарностью вспоминать их вклад в общую борьбу с жестоким фашистским врагом и навсегда сохранит память о своих ярких героях».

Тито присвоил маршалу Бирюзову звание Народного героя Югославии посмертно. В Белграде также установили монумент, на котором начертаны такие слова: «Здесь в авиакатастрофе утром 19 октября 1964 года погибли советские герои, наши боевые друзья и товарищи. Здесь в октябре 1944 года они боролись за свободу Белграда. Здесь же они стали частью легендарной истории нашего города, символом братства и общей борьбы».

20 октября 1964 года в Сурчине приземлился еще один самолет из СССР, который доставил в Белград две делегации: одна, во главе с маршалом авиации, главнокомандующим войсками ПВО и заместителем министра обороны Владимиром Судецом, также должна была участвовать в торжествах. А задачей второй делегации была доставка останков погибших на родину. Сразу после прибытия первая группа возложила цветы павшим освободителям Белграда на кладбище, а вторая отправилась на Авалу.

Маршала Бирюзова похоронили на Красной площади у Кремлевской стены. А тех, кто погиб вместе с ним, на Новодевичьем кладбище.

Ирина СМИРНОВА

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 553 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Комментариев к записи: 1

  1. my.mosenergosbyt.ru от 31.01.2021 в 00:45 пишет:

           Авиафирма «Спаэр» была создана в Екатеринбурге пять лет назад. Ее парк составляют шесть самолетов, среди которых два транспортных Ил-76М. Лайнер, который потерпел катастрофу в аэропорту югославской столицы, был арендован «Спаэром» у компании «Тюменские авиалинии». Ему 16 лет (по существующим нормам самолеты такого класса могут эксплуатироваться около 30 лет). По данным «Спаэра», перед вылетом из Екатеринбурга Ил-76М был совершенно исправен.        Месяц назад одна из черногорских фирм заключила со «Спаэром» договор на разовую перевозку из Белграда на Мальту партии автомобильных шин. 19 августа около двух часов ночи по московскому времени самолет поднялся в воздух с белградского аэропорта «Сурчин». Его маршрут пролегал над Средиземным морем. Через 15 минут после взлета связь между самолетом и диспетчерами была потеряна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,274 сек. Потребление памяти:9.66 mb