Транспорт для посуды

Автор: Maks Авг 1, 2019

Ожидая заказ в ресторане, посетители с нетерпением ждут официанта и, конечно же, приносимые им блюда. В предвкушении ужина мало кто обращает внимание на ту вещь, благодаря которой официант приносит все тарелки. Этот предмет так долго выполняет одну и ту же роль, что его уже особо и не замечают. А между тем этому предмету — подносу — уже несколько тысяч лет.

Предположительно, самый первый поднос был создан из дерева. Но археологи ничего такого до сих пор не нашли, ведь дерево недолговечно. Поэтому самым древним подносом, дошедшим до нас, считается глиняный, датируемый VII веком до нашей эры. Сегодня он хранится в Хантерианском музее в Глазго. Когда-то артефакт принадлежал богатому этруску.

«Спаситель» правителя

В 2013 году в долине реки Нил, в северной части территории современного Судана производились раскопки древнего кладбища. Некрополь, выдолбленный в скале, засыпало песком. Здесь располагались могилы аристократов древнего государства Куш. Среди находок, чей возраст колеблется в районе 2 тысяч лет, обнаружили необычный артефакт. Его можно было бы назвать подносом, но форма изделия необычна. Это семь чаш, соединенных между собой, плюс одна в центре. Археологи считают, что поднос использовался во время трапезы, когда подавалось сразу семь различных блюд. Вероятно, поднос использовали во время больших празднеств, когда подавали много блюд. Логично, что при погребении родственники оставили усопшему в таком подносе семь видов еды. Они верили, что еда отправится в загробный мир вместе с умершим.

Почти во всех древних цивилизациях поднос представлял из себя плоскость для переноса блюд или мелких предметов. С развитием технологий менялись и сами подносы. От деревянных и глиняных мастера перешли к медным, серебряным и железным — именно в такой последовательности, ибо железо само по себе долго не поддавалось обработке. Так что стальные подносы появились в обиходе не так уж и давно.

Интересно, что в период Средневековья в Европе название подносов в разных языках происходило от латинского термина salvare — «спасать». Это произошло из-за того, что еду и напитки, приносимые правителю на подносе, следовало дегустировать на наличие ядов. Слуга, попробовав пищу, ставил емкость обратно на поднос. Но после того, как отравления «вышли из моды», в обиход вошли иные термины: так, например, в английском языке поднос обозначается словом tray — в буквальном переводе «лоток», «поддон». В домах английских аристократов пользовались подносами из серебра. Это являлось косвенным признаком благородства и состоятельности.

«Деско да парто»

Древний  подносВ XIV веке в Италии бушевала черная смерть — бубонная чума. Эпидемия убивала тысячи взрослых людей, а многие младенцы, едва успев родиться, тут же умирали. Сегодня мы знаем, что высокая смертность была следствием пренебрежения гигиеной. Но жители Флоренции и Сиены связывали смерть с религиозными предрассудками. Чтобы задобрить небеса, итальянцы придумали ритуал, когда после родов женщине торжественно преподносили еду и питье в постель. Доподлинно неизвестно, кто первым придумал практику подношения еды для роженицы, но известно, что самый старый дошедший до нас подобный поднос — «деско да парто» — датирован 1370 годом. Родственники роженицы заказывали его заранее и просили мастеров изобразить какие-либо сюжеты или символы, способствующие рождению здорового ребенка. Подносы делали в мастерских, где изготовляли предметы, украшающие быт богатых людей: сундуки — кассоне, картины — спальере, расписные спинки для кроватей, шкатулки и короба.

Вырезанный из дерева поднос расписывался темперой. Его диаметр колебался от 50 до 65 сантиметров. Самые простые были восьмиугольными, но встречались 12-, 14-и даже 16-угольные. В середине XV века стали преобладать круглые подносы. Поскольку спрос на них был стабильным, мастерские стандартизировали изображения, применяя трафареты. В итоге подносы, выставленные на прилавках, стоили дешевле, чем те, что украшались оригинальными изображениями. Чаще всего их расписывали художники-ремесленники, но в отдельных случаях — когда поднос заказывала богатая семья, — за дело брались известные мастера. Например, Мазаччо или Боттичелли. Тематику росписей могли брать из Библии — «Самсон и Далила» или «Сусанна и старцы». Популярной темой были «Триумфы», по мотивам поэмы Петрарки, а также сюжеты из романов Боккаччо. В начале XV века в моду вошли готические сюжеты — «Сад любви», «Сад юности». На подносах любили изображать сцену родов: комната с кроватью, на которой лежит беременная, а вокруг суетятся повитухи. В середине XV столетия стала преобладать античная тематика: «Суд Париса», «Диана и Актеон» и т. д.

Если дорогие «деско да парто» приобретали семьи ростовщиков и крупных торговцев, то люди попроще — мясники, пекари, сапожники — покупали даже не стандартные, а «подносы б/у» — у родственников или знакомых. Такой предмет приносили в мастерскую, чтобы художник переписал чужой герб с обратной стороны и нарисовал новый сюжет. Историки установили, что в XV веке около 40% флорентийских семей имели в своем доме хотя бы один поднос для роженицы. Однако уже в следующем столетии подносы для рожениц были вытеснены деревянными расписными чашами.

Нижнетагильские и жостовские

С петровских времен Урал — металлургический центр России. Но помимо пушек и ядер здесь делали и более земные вещи. Историки обнаружили, что первое упоминание об изготовлении железного подноса на демидовском заводе в Нижнем Тагиле относится к 1746 году. Впрочем, наряду с металлическими в России в XVIII веке были распространены подносы из папье-маше, которые художники расписывали затейливыми сюжетами. Используя клей, мел, бумагу и другие составляющие, мастера создавали форму, которую отправляли в печь, после чего получался твердый поднос. Обычно их украшали сложными узорами из фруктов и цветов. Чаще всего подносы из папье-маше делали в Европе в XVIII-XIX веках.

Именно эти узоры взяли за основу нижнетагильские художники, расписывая железные подносы. Их производство развивалось благодаря содействию семьи Демидовых. В итоге нижнетагильские подносы стали брендом. Уральские экземпляры преподносили в подарок князьям, царям и императорам. Работы известных мастеров — Худояровых, Дубасниковых — сегодня выставляются в музеях и частных коллекциях. Однако сами Демидовы, испытывая дефицит мужских рук на тяжелых производствах, запретили расписывать подносы мужчинам. Исключение составляли инвалиды. Потому львиную долю подносов расписывали женщины. Интересно, что по сей день роспись нижнетагильских подносов остается в руках женщин.

Но самый известный российский бренд подносов находился в деревне Жостово подле Мытищ. В 1825 году художник-миниатюрист Осип Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических подносов, основал мастерскую, где стал расписывать подносы жостовской живописью. Поначалу здесь расписывали подносы из модного тогда папье-маше, но уже в 1830-м перешли к росписи железных изделий. Над их изготовлением трудились минимум три человека: коваль, делавший форму, шпатлевщик, укладывавший на поверхность грунт, и художник, расписывавший поднос. После высыхания рисунка шпатлевщик сверху наносил на него лак. Уже к 1880 году над производством подносов трудились 240 человек. Жостовские подносы имели разную форму, но узнаваемый стиль рисунка — букет на темном фоне.

Казалось бы, поднос — штука настолько утилитарная, что изменять в нем что-то нет смысла. Однако с 2015 года в лондонском ресторане YO! Sushi еду посетителям доставляют не официанты, а «летающие» подносы. Как говорится, то ли еще будет.

Лев КАПЛИН



,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,385 сек. Потребление памяти:10.66 mb