Трепещущие перед Господом

Автор: Maks Мар 14, 2022

Когда магистрат Джервас Беннет обвинил в богохульстве Джорджа Фокса, тот с недоумением ответил, что он, как и всякий верующий человек, трепещет перед словом Господа. На что Беннет немедленно обозвал его квакером, то есть трепещущим. Последователи Фокса тут же взяли новое словечко на вооружение. Так в 1650 году появились квакеры, которых сегодня насчитывается около 400 тысяч человек.

Движение квакеров родилось в первой половине XVII веке в Англии как реакция на господство англиканской церкви.

Решительный пастух

По примеру континентальных реформаторов многие верующие на островах стали пересматривать основы христианского вероучения. Официальная церковь казалась им ничуть не лучше континентального католичества.

Хотя Реформация в Англии была мягче: в организации церкви сохранилось католическое устройство, и, пожалуй, англиканство — это единственная из новых церковных структур, которая занимала промежуточное место между радикальными протестантами и папистами. Получалось, что, начав церковные преобразования, создатели англиканства вдруг на половине дороги остановились и не решились полностью разорвать духовную связь с традициями католической церкви. Хотя и отвергли большую часть догматов. Эту незавершенность следовало устранить.

Этим и занялся основатель учения квакеров Джордж Фокс. Джордж происходил из строгой пуританской среды, с детства он был крайне набожен, и отец думал, что после его смерти старший сын займет достойное положение в обществе и станет, как и он сам, церковным старостой. В то время как большинство его односельчан не умели ни читать, ни писать, Джордж вполне овладел грамотой и мог даже вести дискуссии о вере с местным священником. Первоначально интерес мальчика к аспектам веры радовал родственников, его даже хотели определить на духовное поприще, но что-то потом заставило их передумать. И юный Джордж отправился в ученики к пастуху и скотоводу. Выпас скота оставлял ему много времени для размышлений о Боге, и мысли, которые приходили ему в голову, были о тщете всего сущего и бессмысленности накопительства и богатства.

Была еще характерная черта личности Фокса: он, проводя целые дни в одиночестве, стал беседовать с Богом. В 19 лет он решил оставить родной дом и отправился странствовать. Везде, где он оказывался, Фокс знакомился со священниками и пробовал вести с ними разговоры о вере. Общего языка с англиканами он не нашел, но, как оказалось, не о чем ему было говорить и с теми, кто считался протестантом.

Беседа с Христом

В период душевного смятения он однажды услышал четкий и спокойный голос: «Тебя может понять только сам Иисус». И, как потом он рассказывал, сердце исполнилось радости, и он понял, что должен славить Христа, единственного, кто дает благодать, силу и защиту. Самое прекрасное, что он осознал: говорить с Христом можно без посредников. Бог живет в сердцах верных ему людей, а не в домах со шпилем.

Бог всегда находится внутри верующего, довольно позвать его по имени. С 1647 года Фокс стал делиться сошедшим на него откровением со всеми, кто готов был его слушать. Сперва вокруг него сложился небольшой кружок последователей, называвших себя то Обществом Друзей, то Друзьями Истины, то Детьми Света, поскольку Фокс любил говорить о внутреннем свете живого Христа, который пребывает в сердце верных.

Потом последователей стали десятки, многие говорили не менее страстно, чем сам Фокс. Движение визионеров грозило стать всеобщим, И Фокса потащили на церковный суд. Тогда-то он и сказал обвинявшему его магистрату, что тому следует трепетать перед гласом Божьим. И почти сразу последователи Фокса стали называть себя квакерами.

Квакеры, свадьбаУ квакеров складывались плохие отношения с любой властью, поскольку они соглашались следовать только голосу Иисуса в своем сердце и отказывались платить церковный налог, приносить присягу, служить в армии, давать клятву на Библии. К тому же они порицали все существующие церкви — англиканскую, католическую, протестантскую, пресвитерианскую. Фокс за свои взгляды систематически попадал в тюрьму, а некоторые его последователи и вовсе кончили жизнь на виселице.

В эпоху Реставрации против квакеров был даже принят отдельный закон, который поставил их в положение изгоев. Но и до 1661 года дела обстояли не лучше: их открыто обвиняли в заговорах против Кромвеля. Власти страшно боялись квакеров: они хоть и не брали в руки оружие в силу убеждений, но так разжигали своими проповедями народное недовольство, что люди начинали оказывать сопротивление, и не только пассивное. Ведь модель поведения у квакеров была простой — ничего не бояться, не занимать промежуточной позиции и следовать убеждениям до конца, даже если может окончиться плохо: да — это всегда да, нет — это всегда нет.

В 1681 году квакер Уильям Пенн получил в счет оплаты долга от короля Карла II земли по ту сторону океана, которые в честь отца Пенна были названы Пенсильванией. Испытывавшие в Англии гонения, квакеры стали массово перебираться в эту чудесную страну, где действовала составленная Пенном конституция — одна из самых передовых на то время.

Тамошние квакеры горячо выступали за гражданские и религиозные свободы, они боролись за отмену рабства и почти поголовно были аболиционистами. Правда, к XIX веку религиозный пыл в их среде немного угас, и от евангельского служения Богу они почти везде перешли к пастырскому. Но это ничуть не изменило их отношения к любому внешнему насилию: сталкиваясь с несправедливостью, они продолжали защищать истину, и на то, что им казалось отвратительным, говорили твердое «нет».

В начале XX века американские квакеры объединились во Всеобщую конференцию Друзей. Разумеется, центром квакерского движения считается город Филадельфия в Пенсильвании. За два года до Второй мировой войны в Лондоне был создан Всемирный консультативный комитет Друзей, который руководит действиями многочисленных квакерских организаций. А в 1979 году в Брюсселе появился Квакерский совет по европейским делам.

Друзья помогают России

В современной России квакеры официально открыли собственную организацию в 1995 году — не в самый лучший период нашей истории. Нельзя сказать, что это было первое появление Друзей на нашей родине. Первых квакеров хотел использовать на благо страны еще Петр Великий. Они были горячими сторонниками реформ, однако пришлись императору не ко двору: рассуждали об отмене крепостного права и пользе бесплатного образования для простолюдинов.

Такие союзники Петру были ни к чему. Но европейские квакеры интересовались Россией и опрометчиво надеялись, что здесь можно построить царство Истины. Увы! Император Александр I выписал в наше отечество целое семейство квакеров, но вовсе не для обустройства царства Истины, а для осушения болот вокруг столицы. Второй «квакерский эпизод» произошел уже при Николае I, когда из Англии приехала делегация квакеров, стремившихся остановить пожар Крымской войны. Не остановила.

Широкая общественность познакомилась с учением квакеров только ближе к началу XX века. Первой из русских вступила в Общество Друзей невестка Льва Толстого Ольга, сам Лев Николаевич тоже интересовался квакерами и видел в них аналог отечественных духоборцев, даже помог последним перебраться в Канаду, поближе к товарищам по вере квакерам.

Если отечественные духоборцы и молокане бежали из России, то западные квакеры в Россию стремились. Они появлялись у нас в самые тяжелые годы; помогали беженцам и раненым в госпиталях во время Великой войны, не побоялись приехать в Советскую Россию после революции и организовывали помощь во время голода в Поволжье. Хотя ресурсы у них были ограниченными, квакерам удалось спасти от голодной смерти всю Самарскую область, полмиллиона человек. Правда, время было людоедское, квакеры продержались в красной Москве вплоть до 1931 года, а потом были изгнаны, как и прочие иностранцы. Надо отдать им должное: уезжали они одними из последних.

В Россию квакеры смогли вернуться  только после 1990 года. Правда, православные каноны считают их сектой, а их учение-ересью…

Михаил РОМАШКО

  Рубрика: Религии мира 507 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,344 сек. Потребление памяти:9.66 mb