Творец и муза

Автор: Maks Янв 25, 2021

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский женился поздно: в 1869 году, в возрасте 46 лет. Его супругой стала актриса Мария Бахметьева, которая родила ему шестерых детей. Но главной любовью и главной актрисой в жизни Островского была вовсе не она, а Любовь Павловна Никулина-Косицкая.

Любовь Косицкая родилась в 1827 году в Нижегородской губернии, в семье крепостного крестьянина. Первые детские впечатления ее были страшными. Вот как она описала их в своих «Записках»: «Мы были дворовые крепостные люди одного господина, которого народ звал собакою. Мы, бывши детьми, боялись даже его имени, а он сам был воплощенный страх. Я родилась в доме этого барина на земле, облитой кровью и слезами бедных крестьян».

Звезда Малого театра

Семье удалось выкупиться у помещика. Жить стало полегче, но ненамного: приходилось много работать. Однако драма подневольных людей в сознании Любы трансформировалась в тонкое чувство жизни, свойственное хорошим артистам. В 1844-м она поступила на сцену Нижегородского театра: взяли девушку за прекрасный голос. Она исполняла и оперные арии, и более легкомысленный репертуар.

Голос привел молодую актрису в Москву. Сначала — в театральную школу, потом — в Малый театр. В 1840-х годах Малый театр был сценой, где играли великие Мочалов, Самарин, Щепкин. Косицкая легко вошла в труппу. Внешность у нее была такая, как надо. Ничего не может быть лучше для актрисы: миловидное, немного бесцветное лицо, на котором можно «нарисовать» что угодно. Великая русская актриса Стрепетова описывала лицо Косицкой: «…с гладко причесанными волосами, с красивыми, хотя немного крупными чертами круглого прямого русского лица и тихим, спокойным взглядом очаровательных серо-голубых глаз, которым большие черные ресницы придавали особую ясность выражения».

Реальный персонаж

Люба, много настрадавшаяся в детстве, очень подлинно изображала на сцене любые человеческие страсти. Режиссер Соловьев говорил о Косицкой: «Познакомясь ближе с ее способностями, я пришел к убеждению, что для нее были нужны роли, которые не требовали бы благородства поз, изящества движений, но в которых преобладали бы чувства и простота формы…»

До встречи с Островским вершиной творчества Косицкой была роль Офелии в «Гамлете» Шекспира.

Славу Александру Островскому в 1850 году принесла пьеса «Свои люди — сочтемся». Уже в этом своем раннем произведении драматург показал грязный и мрачный мир русского купечества. Подлые, циничные и алчные купцы царили практически во всех его последующих более чем в 50 произведениях. Он хорошо знал этот мир: детство и юность литератора прошли в московском районе Замоскворечье, в «темном царстве», где жили многие представители торгового сословия.

Почти все пьесы звезды отечественной драматургии ставились на сцене Малого театра.

Островский, как он сам отмечал, лучше писал, если знал, для кого создает роль в пьесе: «Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». Первой в плеяде этих талантов для драматурга стала Любовь Косицкая. Она была Катериной из «Грозы» и Ларисой из «Бесприданницы».

В 1851-м Косицкая вышла замуж за актера Никулина. Теперь у нее была двойная фамилия: Никулина-Косицкая. Супруга ее раздражала слава Островского. А Любовь Павловна благоговела перед драматургом и ждала для себя ролей в его пьесах. Истерики, которые закатывал ей супруг, только приближали ее к Александру Николаевичу.

В то время литераторы и артисты с удовольствием проводили свободное время вместе. Современник Островского вспоминал: «В те времена — 50-е, 60-е годы XIX века — подмосковное дачное место — село Останкино, было занято целой колонией императорских артистов, проводивших летний сезон совместно на дачах, расположенных чуть не рядышком. Там живали ежегодно, почти на одной улице… Постоянными соседями этих дачников были драматические писатели и переводчики… Ежедневно вечером сходились поочередно у кого-нибудь из названных лиц, и время проводилось если не в гулянье и совместной рыбной ловле, то в чтении, пении и музыкальных исполнениях…» Артисты становились первыми слушателями произведений литераторов в авторском исполнении.

Сохранилось несколько писем актрисы к драматургу: «Ну, да как ты воротишься, мой милый поэт, так я о многом буду говорить с тобой».

Сначала отношения не заходили дальше лирично-шутливых разговоров. Но вскоре Никулина-Косицкая поняла: она интересует Островского и как женщина. Ее тон в письмах изменился: «…я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства, если можете».

Любовь Павловна находилась в сложном положении. Ее, судя по всему, не особо привлекал Островский как мужчина. Но она не хотела терять его расположения: от отношения к ней Александра Николаевича зависело распределение ролей в театре.

Но дело в том, что и Островский не был свободен. Он состоял, как тогда говорили, в невенчаном браке с простой женщиной Агафьей Ивановной. У них было несколько общих детей, которые не дожили до взрослых лет. Умная и чуткая от природы Агафья Ивановна, а не артисты Малого театра, была первым слушателем и критиком пьес Островского.

Губительная страсть

Александр Островский и Любовь КосицкаяОстровский не спешил венчаться с простолюдинкой, но и до конца свободным себя не чувствовал. Однако со страстью, которую он испытал к Косицкой, драматург ничего поделать не мог. Актриса чувствовала пыл Александра Николаевича и аккуратно использовала его в профессиональных целях. Она писала Островскому: «…Мне нужна для бенефиса пьеса, которая бы помогла мне и моим нуждам… одно ваше имя могло бы сделать хороший сбор, если вы не разучились делать добрые дела, то сделайте для меня одно из них, нет ли у вас пьески, разумеется вашей, дайте мне ее для бенефиса…»

«Пьеска», которую драматург создал, прочитав это кокетливое послание, называлась «Гроза».

В 1859 году «Грозу» показали на сцене Малого театра. Это был фурор! Зал рыдал над судьбой жертвы мужчин-предателей и жестокой свекрови…

После этого успеха драматург и актриса сблизились. Но Любовь Павловна, чувствуется, не слишком была увлечена Островским. Это сквозит в ее послании: «…Я… не платить вам тем же… простите меня, я не играла душой вашей…»

Островский не понимал. Он требовал объяснений. И они объяснились. Оказалось, что актриса влюбилась. На этот раз по-настоящему. Сын купца Соколова был молод, ветрен и настойчив. Муж актрисы к тому времени уже умер. Так что молодой Соколов мог позволить себе открыто занимать место в первом ряду на каждом спектакле с участием Косицкой. Он осыпал женщину цветами и комплиментами.

Те, кто хорошо знал этого вертопраха и альфонса, пытались отговорить Любовь Павловну от связи с ним. Но какое там… Женщина сходила с ума от любви.

Островский не отступал. Косицкая как будто ослепла и оглохла от своей любви. Тем временем молодой любовник промотал свое состояние и взялся за деньги актрисы. Им он также быстро нашел применение. Разорив актрису, донжуан бросил ее и отправился на поиски новой богатой пассии.

Эта история настолько подкосила Любовь Павловну, что ей стало не до любви вообще. В 1865 году она написала Островскому прощальное письмо: «Я пишу Вам это письмо и плачу, все прошедшее, как живой человек, стоит передо мной: нет, не хочу больше ни слова, прошедшего нет больше нигде…»

Островский сходил с ума. Он чувствовал себя героем трагедии, вышедшей из-под собственного пера. И, как и многие персонажи его пьес, он не находил выхода из положения: старался почаще уезжать из Москвы, чтобы не столкнуться там со своей любовью и не видеть мест, напоминающих о ней.

Разоренная Косицкая тем временем продавала собственное имущество. Пришлось лишиться даже некоторых платьев…

В 1868 году 41-летняя актриса умерла от рака.

За год до этого умерла Агафья Ивановна.

Островский скончался в 1886 году. В браке, несмотря на появление детей, он счастлив не был. И такой любви, как к Косицкой, больше ни к кому не испытывал.

Мария КОНЮКОВА

  Рубрика: История любви 812 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,567 сек. Потребление памяти:13.63 mb