Учителя по вере

Автор: Maks Фев 14, 2020

В московском Богоявленском переулке можно найти памятник двум старцам-монахам, занятым переводом Библии с греческого языка на старославянский. Однако этим их заслуги перед нашей страной не ограничились.

Братья Лихуд, греки Иоанникий и Софроний, были также известны в Русском государстве как первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии.

Миссия в России

Иоанникий и Софроний Лихуды, рожденные на Кефалинии в 1633 и 1652 годах соответственно, происходили из знатного княжеского рода Византии. Учились сначала в Греции, затем продолжили образование в Венеции и Падуанском университете. Оба брата не сомневались в том, что Господь призвал их к церковной жизни — но если старший брат, по возвращении в Грецию сразу же постригся в монахи, то Софроний поначалу принял обычный священнический сан. Правда, овдовев, он, движимый христианским благочестием, также принял пострижение.

Оба занимались преподавательской и миссионерской деятельностью вплоть до 1683 года. Тогда их призвал к себе Иерусалимский патриарх Досифей II (братья жили на его подворье) и сообщил о желании русского царя открыть в Москве первое высшее учебное заведение. Восточные патриархи предложили кандидатуры братьев Лихуд. Те, согласно обету послушания, принялись собираться в дорогу и 3 июля 1683 года оставили Константинополь.

Их путь пролегал через Восточную Европу и занял целых два года — всему виной была австро-турецкая война, а также деятельность польских иезуитов, которые максимально препятствовали продвижению братьев на восток.

Наконец, 6 марта 1685 года Иоанникий и Софроний прибыли в Москву. Сразу же их определили в Богоявленский монастырь (именно в том районе сегодня стоит упомянутый ранее памятник) преподавать первым пяти ученикам типографской школы, к которым потом присоединились другие. Некоторые из них потом стали не последними людьми на Руси — так, Федор Поликарпов прославился как автор «Лексикона треязычного», одного из главнейших русских словарей той поры, а монах Иов стал митрополитом Великоновгородским и Великолуцким.

Успехи Лихудов были настолько заметными, что уже в 1686 году при активном содействии князя Василия Голицына (которого братья, к слову, считали своим заступником и покровителем) в Заиконоспасском монастыре был построен отдельный трехэтажный корпус, куда переехала типографская школа. Теперь Иоанникий и Софроний Лихуды преподавали не только ее ученикам, но и нескольким десяткам боярских детей, направленных к ним по царскому указу.

В период с 1685-го по 1687 год Лихуды успели преподать своим ученикам множество дисциплин — грамматику, риторику, логику и физику. Обучение велось переменно на греческом и латыни. И хотя это натыкалось на недовольство малороссийских ученых, в целом деятельности братьев никто не мешал. В 1687 году «заиконоспасская школа» стала тем самым заведением, из которого и родилась Славяно-греко-латинская академия. И без этого события академия не стала бы подлинным центром российского просвещения.

Все изменилось в 1688 году, когда Иоанникий получил неожиданное назначение в Венецию в качестве русского посланника. В течение последующих четырех лет Софроний занимался обучением в одиночку, но в 1694 году Иерусалимский патриарх Досифей II отстранил обоих братьев от преподавания в академии, переведя их на занятия в обычной типографии. До сих пор точно неизвестно, что послужило причиной пресечения патриархом вроде бы успешной деятельности Лихудов на Руси. По одним сведениям, его не устраивало то, что братья преподавали в том числе и на латинском языке — языке католиков-«еретиков». По другим, патриарху приходило огромное количество доносов на финансовые и прочие злоупотребления Лихудов. Также существует версия, что решению Досифея II способствовало распутное поведение сына Иоанникия, Николая, рожденного в бытность отца священником и владевшего на тот момент обширными земельными владениями ввиду назначения стольником.

Новое столетие — новые проблемы

Братья ЛихудПрошло три года. Указом Петра I Лихудам поручалось обучить итальянскому языку 55 человек. Однако по факту язык осваивали лишь десятеро — остальные по различным причинам отказались от занятий. Но это не было единственным затруднением — на вновь возросший авторитет братьев Лихудов оказывалось масштабное давление. Иоанникий и Софроний обвинялись то в распространении через итальянский язык «латинянской ереси», то в неких политических интригах, которые они якобы плели в Константинополе против светских и церковных властей. Между тем еретиками братьев назвать крайне трудно, поскольку они не только не симпатизировали католицизму, но и активно ему противодействовали. Так, начиная с 1689 года ими были написаны сочинения «Показание истины» и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле», где они обосновывали истинность православного учения. Также в многочисленных трудах ими осуждались разные течения протестантизма. В основном благодаря их деятельности позиции христиан-иноверцев на Руси так и не окрепли.

Но несмотря на это, обвинения копились одно за другим, и к 1704 году чаша терпения переполнилась — братьям вновь указали на дверь.

Впрочем, без дела на этот раз они сидели гораздо меньше по времени. В 1706 году их бывший ученик Иов, уже ставший новгородским митрополитом, добился перевода Лихудов в свои владения. Он поручил им создать в Новгороде аналог московской славяно-греко-латинской школы, получивший название Новгородского греко-славянского училища — для защиты братьев от обвинений в распространении ереси было решено исключить латинский язык из обучения. В крепости Новгородский детинец было возведено двухэтажное здание, получившее название «Лихудов корпус», в котором проживали 153 ученика. Митрополит Иов взял на себя содержание училища, а также пожаловал ему свой книжный фонд.

Училище стало первым православным учебным заведением, основанным на святоотеческой традиции. Благодаря его деятельности в Русском государстве появились собственные филологи.

И вновь статус братьев возвысился настолько, что о них вспомнили в Москве и вновь позвали к себе. На этот раз — с целью исправления перевода Библии с греческого на старославянский язык. Софроний отправился туда в 1709 году — Иоанникий продолжал работу в Новгороде вплоть до смерти митрополита Иова в 1716 году, после чего также перебрался в Москву.

Неизученное наследие

В 1720 году Иоанникий Лихуд скончался. Его похоронили в Заиконоспасском монастыре. Софроний же получил назначение на Рязанскую землю, где стал настоятелем Солотчинского монастыря. За его плечами были титанические усилия по уточнению старославянского перевода Священного Писания, блестящее разрешение спора о времени пресуществления Святых Даров во время литургии, основание и поддержка деятельности образовательных учреждений, выходцами которых были Ломоносов, Магницкий, Тредиаковский.

Но несмотря на все регалии, Софрония в монастыре не приняли. Братия протестовала против настоятеля-грека, который к тому же был назначен сверху, а не выбран ими. Софронию отказывали в подчинении, несколько раз его содержали под арестом в келье, а однажды чуть не убили. Он бежал в Москву в поисках справедливости, но суд был к нему равнодушен — существовал сговор между судьями и братией монастыря, которая ненавидела Лихуда также за то, что он препятствовал расхищению имущества.

Отвергнутый всеми, Софроний Лихуд умер в Москве в 1730 году. Он был похоронен в Новоспасском монастыре — даже после смерти к нему не отнеслись по-человечески и не разрешили упокоиться рядом с братом.

Станислав ОСТРОВСКИЙ



,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,190 сек. Потребление памяти:8.92 mb