«Уезжают в родные края…»

Автор: Maks Июн 25, 2020

Срок срочной службы в Советской армии с 1968 года равнялся двум годам, а в Военно-морском флоте — трем. Едва надев сапоги, солдат начинал грезить о дембеле, считать дни и месяцы и представлять, как после приказа министра обороны он соколом полетит в родные края. Но к этому эпохальному событию следовало еще подготовиться.

«Уезжают в родные края дембеля, дембеля, дембеля! И куда ни взгляни, в эти майские дни всюду пьяные бродят они», — в эпоху застоя не было ни одного парня, не слышавшего эту песню. Каждую весну и осень тысячи ребят возвращались домой со службы. Как любили тогда говорить: «Уходил мальчиком, а вернулся мужчиной».

Домой раньше срока

Призывная кампания, как и демобилизация, что раньше, что сейчас проходила дважды в год — весной и осенью. Для солдата каждый лишний день в части был сродни катастрофе. Знали об этом и отцы-командиры. Потому желающие покинуть родную казарму чуть раньше подкатывали к ротному или офицеру рангом повыше с предложением «дембельского аккорда». Именно так называлась услуга солдата родной части или отдельно взятому офицеру.

Это мог быть вспаханный огород командира или покрашенный КПП части, а то и ремонт целого склада или медпункта. Автору этих строк в качестве такого аккорда «посчастливилось» сделать ремонт кабинета в штабе. Благо помещение было небольшим — 10 «квадратов», но и ремонтников тоже — два сержанта.

Из всех стройматериалов, которые можно было выпросить на складе, нашлись только белые свинцовые белила да пара кистей. В общем, надо было думать, как из ничего сделать что-то.

На территории части стояли «законсервированные» строения. В них были старые шкафы с лакированными дверцами — то, что надо. Демонтировав дверцы, мы «зашили» ими стены от пола на высоту около полутора метров. Потом отшлифовали наждачкой и покрыли мебельным лаком. Верхняя половина стен подверглась оклейке обоями. Их тоже содрали со стен брошенных помещений.

В полученную на складе белую краску было добавлено немного зеленой, и получилась коричневая. Ею были окрашены полы. Как вишенка на торте — люстра (из тех же закрытых зданий, отмытая и подремонтированная) и репродукция картины Шишкина «На севере диком». Начальник штаба был приятно удивлен, а сержанты уехали домой на месяц раньше положенного.

Герои «швейных» войск

Афганские дембеля

С дембелями, вернувшимися из Афгана, не рсковали связываться даже милицейские патрули… И правильно делали

Так как «дембельский аккорд» в армии был явлением распространенным, то в солдатском фольклоре появились байки, как «умный» солдат офицеров «обул». Например, такая: «Группе дембелей в качестве аккорда было предложено покрасить танк Т-34 на постаменте. Ну и покрасили — кистью, из ведра, в три слоя. Номер и ободья — белые, звезды — красные, корпус — зеленый. Работа была принята командованием, дембеля получили долгожданную «вольную» и уехали домой. А на следующую ночь пошел дождь и смыл гуашевую краску, под которой были нарисованы желтые цветы на розовом «теле» танка, надписи LOVE и эмблемы пацифистов».

В правдивость такой байки можно верить лишь при условии, что все прапорщики и офицеры части были слепы, а дембеля, исполнявшие «аккорд», получили прогноз погоды от Всевышнего.

Или другой образец фольклора. «Отправились дембеля сажать картошку ротному на его огород, взяв с собой два мешка пустых банок из-под тушенки.

В каждую из них они клали картофелину и сажали с банкой. Вроде ботва выросла, а клубень — нет». Сочинить такое мог лишь горожанин, не знающий, что сажать каждую картошку в банку гораздо тяжелее обычной посадки.

Однако байки охотно рассказывались в хорошей компании под рюмку-другую наряду с теми, как кто-либо из рассказчиков воевал против половцев на Курской дуге под командованием генералиссимуса Суворова.

Отдельно стоит упомянуть приготовления, которыми занимались дембеля перед увольнением. В основном их было два: дембельский мундир (парадка) и дембельский альбом.

Ехать в уставной форме домой любой дембель считал ниже своего достоинства. Лучше уж вообще возвращаться домой «по гражданке», чем в стандартной форме. Поэтому многие старались украсить форму так, что в ней не оставалась и намека на прежний вид. Например, погоны по краям отделывались красной или белой окантовкой, а буквы «СА», как и сержантские лычки, менялись на медные или латунные.

Под сами погоны внедрялись жесткие вставки из оргстекла или пластмассы. Погон становился твердым и слегка изогнутым. Масса аксельбантов из парашютных строп была классикой жанра, а значки старались заполучить любыми путями весь второй годы службы. Если солдат ехал домой зимой, переделке подвергались шапка и шинель. Шапка, носимая на макушке, выбиралась на 2-3 размера меньше положенного и была квадратно-кубической формы. Кокарды гнулись так, что едва ли не складывались вдвое. В случае встречи резвого офицера с такой кокардой тот мог врезать по ней от души кулаком, в целях выпрямления символа. Особым шиком считалась ворсистость шинели, получаемая с помощью металлической щетки. Сукно драилось так, что напоминало мохеровое пальто. Кстати, таким же сукном обтягивалась и обложка «дембельского» альбома.

Остановись, мгновение!

Если дембельская форма нужна была лишь для того, чтобы произвести впечатление на родных, друзей и знакомых девчонок, а затем вешалась в шкаф и почти никогда не доставалась, то фотоальбом бывший защитник Родины мог пересматривать долгие годы. Потому солдаты тратили массу сил, времени и средств на его изготовление.

Магазинные альбомы успеха не имели. Ну если только в качестве заготовки для будущего шедевра. Его обложка, как уже было сказано, обтягивалась сукном, а лучше бархатом красного или сине-фиолетового оттенка. На лицевой стороне приклеивались латунные буквы с местом службы и годами. Например, «Байконур 1981-1983».

Страницы, на которые крепились фото, делали из картона. Правда, их предварительно обрабатывали «пульверизатором». Так называли обрезок капельницы из госпиталя, через которую на страницу разбрызгивали морось гуаши разных цветов, эффект был потрясающим. Фото крепились уже после обработки страниц, а между ними делались вставки из кальки. На них солдаты изображали разные картинки — русалок, красивых девушек, хищных животных, гротескные символы.

Обычно на первой странице шел приказ министра обороны о призыве на службу, по которой владелец альбома отправился в армию, в конце альбома — аналогичный приказ о демобилизации. А между ними — в хронологическом порядке шли фотографии солдата: от момента его «карантина» или «духа» до «деда» — «орла» с фуражкой на затылке и ремнем на чреслах.

Страницы были оформлены особым шрифтом, как рукописным, так и наклеенными буквами. Они состояли из нескольких слоев картона (подчас бархатного) и даже включали в себя фольгу. Получалось оригинально и необычно.

Особым шиком считались фото не просто с оружием в руках, а на мощной технике — танке, БМП, зенитно-ракетной установке. Понятно, что делать такие фото было строго запрещено. Легальными были лишь снимки, сделанные официальными фотографами. Но солдаты умудрялись фоткаться почти со всем, что попадалось им в части. Понимая, что в любой момент предмет многомесячного труда может пасть жертвой командира или «особиста», дембеля через знакомых с гражданки отправляли альбомы домой еще раньше увольнения. Потому к моменту появления любимого и родного сына вся родня уже знала, с какой техникой он служил и какое оружие держал в руках.

Алексей АНИКИН

БЕЗ ЛИРИКИ НЕЛЬЗЯ

Еще одним элементом солдатского фольклора были песни под гитару. Особой популярностью пользовались тексты о неблагодарной любимой, которая не дождалась парня, а когда он вернулся — горько пожалела об этом. Ну и естественно — о демобилизации. Позднее отдельные «дембельские» песни исполнялись популярными группами — «Сектор газа», «Адреналин» и так далее и даже стали хитами.

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 585 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,967 сек. Потребление памяти:11.55 mb