
«Укрощение строптивого» Любовь, вино, Италия
Живописные пейзажи Италии, чувственные образы, легкий юмор, умопомрачительные наряды Орнеллы Мути и зажигательный танец Адриано Челентано… Чем еще запомнилась легендарная комедия «Укрощение строптивого»?
Режиссер Франко Кастеллано и сценарист Джузеппе Мочча по-своему переработали шекспировский сюжет: у него — строптивая, у них — строптивый. Сюжет, казалось бы, незатейлив: красавица Лиза пытается перевоспитать грубоватого фермера Элиа в итальянской глубинке. Он — холостяк, которому с воронами проще договориться, чем с людьми, она — светская львица, которая появляется на пороге его дома в белоснежном костюме и изящной шляпке. За процессом «укрощения», полным остроумных пикировок и бьющей через край чувственности, зрители следили с удовольствием.
НЕ ТОЛЬКО КОМЕДИЯ
Режиссер и сценарист — кстати, успевшие поработать над «Невероятными приключениями итальянцев в России» (1973), старались не ограничивать себя жанровыми рамками и давать зрителю пищу для размышления. Вот и в «Укрощении строптивого» все не так просто, как кажется на первый взгляд. Уже само имя Элиа — намек на библейского пророка Илью. Кстати, и с воронами герой Челентано разговаривает тоже неспроста. В Библии именно эти птицы приносили Илье еду.
Пока интеллектуальный зритель распутывал тонкие аллюзии, все остальные наслаждались брутальной харизмой Элиа и изяществом его спутницы. Интересно, что режиссер изначально сделал ставку на Челентано, а тот сам выбрал себе Орнеллу в партнерши, хотя на роль Лизы пробовались и другие актрисы.
ПО МЕСТАМ СЪЕМОК
Несмотря на то, что место действия фильма вымышленное, и деревни Ровиньяно никогда не существовало на карте, Кастеланно и Мочча попытались дать зрителям намек на реальные локации. Из диалогов направлявшейся в Милан Лизы и Элиа мы понимаем: его дом расположен где-то на границе провинций Павии и Генуи. Во второй находится Портофино — приморская мекка знаменитостей. Неудивительно, что богемная Лиза зовет Элиа туда!
На самом деле съемки проходили в городе Вогера, на родине кутюрье Валентино Гаравани. Этот момент тоже обыграли в фильме. «Сегодня на мне костюм от Valentino», — хвастается Лиза. «А, так это не твой», — говорит «хам, грубиян, самодур» Элиа.
Визитная карточка фильма — танец Челентано в бочке с виноградом (это придумка самого актера!). Вогера славится винодельческими традициями, поэтому колоритная сцена возникла неспроста. Да и какая Италия без вина!
В фильме мало бутафории — разве что ковер у кровати Лизы был нарисованным — не мять же настоящий колесами трактора! А вот натуры, наоборот, много: и природный ландшафт, и прочие локации. «Укрощению строптивого» в 2025-м исполняется уже 45 лет, однако даже заправка, на которой раздевалась Лиза, существует до сих пор. Правда, теперь она не желтая, а бело-зеленая. Ресторанчик, где обедали главные герои, тоже продолжает работать: он находится в Сомма-Ломбардо.
ГАРДЕРОБ ЛИЗЫ
Еще одна изюминка фильма — гардероб главной героини. Удлиненный белый блейзер и черный шелковый топ, туфли-лодочки, красный жакет с подплечниками и серая юбка, массивные серьги и платок на голове, белый комбинезон и синее асимметричное платье без рукавов, в котором Лиза появляется на дне рождения Элиа, — все эти ультрамодные образы будоражили зрителей. Особенно советских, не понаслышке знающих, что такое дефицит. А тут… Живут же люди! Наши женщины пытались повторить экранные образы в реальной жизни, но получалось с переменным успехом: отечественные ткани были не те.
Над киногардеробом Лизы и нарядами других героев потрудился художник по костюмам Уэйн Финкелман, который уже работал с Челентано в фильме «Блеф» (1976). Интересно, что все эти образы и сейчас выглядят современно.
В СССР С «КУПЮРАМИ»
В советский прокат комедия попала с опозданием в три года. Только за один год ее посмотрели 56 миллионов человек! Наш зритель был в восторге от итальянских пейзажей, яркой картинки, красивых костюмов, люксовых автомобилей и раскованности харизматичных персонажей. И это несмотря на то, что отечественные цензоры безжалостно обрезали первоначальную версию, создав смысловые пустоты в сюжете.
Разумеется, исчезла постельная сцена, где Лиза топлес ложится в кровать к Элиа. Эту невинную по современным меркам «крамолу» в виде несостоявшегося соблазнения вымарали, оставив зрителя в недоумении — из-за чего же красавица, которая говорила, что у нее осталось несколько часов на соблазнение фермера, звонила бойфренду и просила ее забрать? Обнаженную грудь на заправке тоже заретушировали — оставили только ключицы. Под нож отправили и трясущуюся люстру в финале, намек на интим.
Драку Лизы с подругой тоже убрали (негоже женщинам руки распускать!) — как и эпизод, в котором Элиа выбивает выстрелами из рук охотников ружья. И даже сцену отела коровы почему-то стыдливо спрятали от советского зрителя.
Ох, и удивились же наши люди, увидев полную версию! Но вот парадокс: не всем она пришлась по душе. Некоторые по-прежнему любили ту, усеченную и невинную.
A PОMAH-TО БЫЛ!
Мути и Челентано так правдоподобно разыграли на экране противостояние, переходящее в страсть, что зрители не сомневались: в реальности тоже без романа не обошлось. Даром, что между актерами разница в 17 лет, и оба состояли в браке.
Орнелла — само совершенство, Адриано — «красивый мужчина с некрасивым лицом», как его называли в прессе. Как устоять? Супруга Адриано, актриса Клаудия Мори, сразу заподозрила неладное и не ленилась приезжать на площадку с «ревизией», однако ее благоверный все упорно отрицал. А в нулевых признался: страсть была не только у Элиа с Лизой, но и у него с Орнеллой. Что тогда началось!
Журналисты принялись гоняться за Мути, выспрашивая подробности старого романа. Та была не в восторге от внезапных откровений коллеги. «Это было правдой. Но я бы не рассказала об этом. После стольких лет Адриано внезапно признался, даже не предупредив меня. Он сделал это после очень длительного молчания, которое мы хранили из уважения к нашим супругам и особенно к нашим детям.
Я была поражена. Если он действительно собирался раскрыть это и предать историю огласке, то я бы хотела знать об этом заранее. Но таковы мужчины. Им все равно», — резюмировала раздосадованная Орнелла.
Со временем страсти улеглись, пена отстоялась, и статус «Укрощения строптивого» ничуть не поменялся: хит есть хит. Правда, сейчас героя Челентано ругают, называют токсичным: дескать, мужлан оскорбляет красотку, а та пытается его завоевать, показывая реальным женщинам, что с «плохишом» гораздо интереснее, чем с «обычным» партнером. Но если абстрагироваться от психологических выкладок, эта история пленяет и сегодня. Вино, танцы, любовь, хэппи-энд — что может быть лучше?
Валерия МОРИНА
https://zagadki-istorii.ru