В погоне за золотым ключиком

Автор: Maks Июн 13, 2020

В 1975 году киностудия «Беларусьфильм» сделала советским детям замечательный подарок: выпустила двухсерийный музыкальный телевизионный фильм «Приключения Буратино». Эта картина стала настоящим праздником: в ней все было безупречно: и постановка, и актерские работы, и, конечно, песни.

Послевоенные годы в СССР стали временем фильмов для детей. Стали делать много и мультфильмов (рисованных и игровых), и постановочных картин с участием актеров. Появились режиссеры-сказочники, которые занимались только работами для детей. Среди них был и Леонид Нечаев, который экранизировал исключительно волшебные истории.

«Детское» время

Из них две вошли в золотой фонд советского кино: «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977). Обе этих картины сняты в жанре мюзикла. На самом деле в мировом кинематографе детский мюзикл стал к середине 1970-х годов обычным явлением. Например, в США «Волшебника страны Оз» сняли еще в 1939 году. Но как воспримут отечественную картину в этом жанре?

Леонид Нечаев, режиссер картины, об этом не думал. Он решил сделать мюзикл по очень популярной сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», который советский писатель создал по произведению итальянца Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

Задача, которую поставил перед собой режиссер, была сверхтрудной. Актеры должны были танцевать и играть свои роли в очень странных костюмах, с большим количеством сложного грима. При этом большинство исполнителей ролей — дети.

Ко всем участникам съемочного процесса предъявили очень высокие требования. В первую очередь это касалось музыки. Ее написал Алексей Рыбников. До этого он создал чудесные мелодии к детской картине «Большое космическое путешествие» (1974). Нечаев хотел сделать фильм, который в первую очередь порадовал бы детей. Забегая вперед, скажем: это ему удалось. Леонид Алексеевич вообще умел видеть мир глазами детей: он понимал, что им может понравиться, а что нет. Эту редкую способность он проявил в «Приключениях Буратино». Режиссер обладал еще одним редким талантом: он умел видеть, кто из композиторов, поэтов, актеров может делать свою работу так, чтоб она нравилась детям.

В качестве поэтов-песенников к участию в «Приключениях Буратино» привлекли Юрия Энтина, автора огромного количества стихов к детским песням. К 1975 году он уже написал стихи к мультфильмам «Бременские музыканты» (1969) и «По следам бременских музыкантов» (1973). Песни Геннадия Гладкова на слова Юрия Энтина, написанные к этим мультикам, распевала вся страна. Вторым автором слов к песням к фильму «Приключения Буратино» стал Булат Окуджава. Его перу принадлежит, к примеру, завораживающая песенка фонарщиков, которая звучит в начале картины: «…фонарщики лихие, волшебники почти». Он же написал песенку лисы Алисы и кота Базилио: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам». С бардом у Нечаева возникли большие проблемы: Булату Шалвовичу никак не удавалось настроиться на нужный лад — вследствие этого он ничего не мог написать.

А ведь надо было не просто написать слова к песням для детского мюзикла — следовало сделать это так, чтоб их могли петь сами артисты. Было, к примеру, известно, что Карабаса-Барабаса сыграет Владимир Этуш. А Черепаху Тортиллу — Рина Зеленая. (Изначально на эту роль хотели пригласить Фаину Раневскую, но она уже была не в состоянии ездить на съемки в Минск и в Крым. Сформулировала она это со свойственным ей остроумием: «Да, интересно, очень интересно: мне только черепаху и играть. Только знаете, Ленечка, я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде».) Супружеская чета Ролан Быков и Елена Санаева отлично справились с ролями Лисы и Кота. А вот как все они должны петь — это, как полагал Окуджава, одному Богу ведомо. В итоге он выкинул эту работу из головы и уехал в подмосковный дом отдыха.

Нечаев, недолго думая, поселился в соседнем номере и каждое утро стучал поэту в стенку, беря того измором. Окуджава сломался и написал все замечательные песенки, включая «партию» Лисы и Кота и романс Пьеро «Не нужна мне малина…».

Энтин — более организованный — справился со своей работой быстро.

Из сказки в сказку

Приключения БуратиноСамой большой проблемой стал поиск детей-актеров. Диму Иосифова сам режиссер увидел в переходе минского метро. Вот как Нечаев об этом рассказал: «Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки. Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: «Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!»» Но уговорить родителей Димы все-таки удалось. Мальчик собирался стать инженером. Но потом все-таки выбрал кино. Сегодня он актер и режиссер — снимает в основном рекламу.

Иосифов с детства был наблюдателен — он позже с удовольствием рассказывал про то, как вели себя артисты на съемочной площадке: «Быков иногда меня пугал: работая на результат, он никого не жалел. Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла Лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: «Ты бездарная актрисулька!» Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал. Помните, как кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит:„Пода-а-айте слепому коту на пропитание»? Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли».

Николай Гринько, сыгравший Папу Карло, и Юрий Катин-Ярцев, исполнивший роль столяра Джузеппе, очень доброжелательно общались со всеми участниками съемочной группы — и с детьми, и с взрослыми. А вот Этуш Иосифову не нравился.

Иосифов вспоминает: «Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки».

После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!»

Кстати, Иосифова пробовали и на роль Арлекина. Но потом, когда увидели, какая фигура у мальчика — руки и ноги как будто на шарнирах, — взяли его на роль Буратино. Арлекина сыграл Гриша Светлоусов, который потом стал офицером КГБ.

На роль Мальвины долго не могли никого найти. На Таню Проценко натолкнулась помощница режиссера случайно — в поезде. Ее соседями по купе оказались мама с дочкой. Девочка в течение всего путешествия пела песни, декламировала стихи и показывала сценки. При этом объявляла: «Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко». Конечно, такую девочку нельзя было не пригласить сниматься. У Тани карьера актрисы также не сложилась: она закончила литературный институт и занимается воспитанием двоих детей. Как и у Романа Столкарца, исполнившего роль Пьеро. Он давно репатриировался в Израиль и работает там педиатром.

На полном «серьезе»

Для встречи Буратино с Тортиллой под Минском специально выкопали пруд. Иосифов вспоминал: «Температура воздуха плюс восемь, вода — плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе «кувшинки» который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся. Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом».

Самое страшное случилось, когда на студии «Беларусьфильм» чиновники отказались принять картину, не стесняясь в выражениях: «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть — кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком» (имелся в виду Карабас-Барабас).

Фильм выпустили на экран только по одной причине: был конец года, и невыход картины грозил руководству киностудии лишением премий.

Мария КОНЮКОВА

«МАЛИНА» ОТ ИРИНЫ

Романс Пьеро в фильме «Приключения Буратино» предложили исполнить Алле Пугачевой, но она отказалась: «У меня не получится». Песню «Не нужна мне малина» спела Ирина Понаровская.



Загадки истории » Искусство и телевидение » В погоне за золотым ключиком

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,137 сек. Потребление памяти:8.11 mb