В жизни и в кино

Автор: Maks Июн 14, 2022

Сценарии военных учений любых стран, как правило, засекречивают, и это делается по многим причинам, в том числе и политическим. Однако со временем многое из того, что утаивалось, становится известным, и при этом открываются интересные подробности…

«Юг-71» — под этим кодовым названием скрывалось оперативно-стратегическое командно-штабное учение кораблей Черноморского и Северного флотов, 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, войск Одесского военного округа. Маневры проходили, по одним данным, в мае-июне, по другим — с 8 по 23 июня 1971 года.

Маневрами командует министр и главком

В ходе учения отрабатывались две важные задачи. Первая — высадка воздушного и морского десанта для захвата пролива Босфор. К ней привлекались следующие силы: от Черноморского флота — крейсер «Дзержинский» в качестве флагмана, ракетный крейсер «Грозный» и противолодочный крейсер «Ленинград», большой противолодочный корабль «Отважный», 197-я бригада десантных кораблей и 810-й полк морской пехоты. От Одесского округа — мотострелковая дивизия и 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, другие части и подразделения.

Босфор «изображал» Крым. Подразделения морской пехоты и мотострелковая дивизия усиления десанта высадились в районе Феодосии. Поддерживающие их парашютисты десантировались с самолетов Ан-12 в районе аэродрома Багерово на 71-й специальный полигон. При высадке десанта произошел несчастный случай — погиб один из бойцов. Также была выведена из строя авиадесантная самоходная установка АСУ-57. Тем не менее все поставленные перед морским и воздушным десантом задачи были выполнены. Командовавшие учениями министр обороны СССР Андрей Гречко и главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков признали десантирование войск успешным.

Вторая часть «Юг-71» проходила в Средиземном море, куда министр обороны и главнокомандующий ВМФ отправились 12 июня на крейсере «Дзержинский» с кораблями сопровождения. Они прошли через Босфор и Дарданеллы и присоединились к Средиземноморской эскадре. Здесь 26-я бригада противолодочных кораблей Черноморского флота, совместно с бригадой подводных лодок Северного флота, разведывательными судами, а также самолетами Ил-38 и Бе-12, базировавшимися тогда на авиабазе Мерса-Матрух (Арабская Республика Египет), отрабатывали поиск и обнаружение атомных ракетных субмарин НАТО. Эти ПЛАРБ, несшие боевое дежурство в Средиземноморье, держали под прицелом значительную часть СССР. И одной из главных задач 5-й эскадры ВМФ СССР было их обнаружение и сопровождение.

В ходе этого учения удалось обнаружить две субмарины стран вероятного противника из четырех, находившихся здесь. Андрей Гречко в целом остался доволен результатом маневров.

Невезучий «Сюркуф»

Французский эминец «Сюркуф»Учение «Юг-71» было уникально тем, что тогда, впервые в истории подобных маневров, реально уничтожили… корабль страны-союзника НАТО — Франции. Эта страна вышла из Североатлантического блока в 1966 году, сохранив с ним тесные партнерские отношения.

6 июня 1971 года к югу от Картахены (Испания) советский танкер «Генерал Бочаров» столкнулся с эсминцем «Сюркуф». Танкер заправлял топливом дизельную подлодку ВМС СССР, а француз решил оттереть «Генерала Бочарова» от субмарины. «Сюркуф» действовал напористо и с нарушением правил судовождения. Все закончилось для него печально — танкер протаранил боевой корабль, разрезав его пополам. В результате носовая часть эсминца утонула, при этом погибли 10 французских моряков, а кормовую часть удалось отбуксировать в Тулон. Восстановлению «Сюркуф» не подлежал, и его уцелевшую часть потом использовали как мишень для испытания противокорабельных ракет.

Вахтенный офицер эсминца капитан-лейтенант Ле-Поле, допустивший столкновение, был приговорен военным трибуналом к шестимесячному тюремному заключению условно. Данную историю в мире постарались не афишировать, так как она не красила ни навигационные навыки французских офицеров, ни качество боевых кораблей Пятой республики.

В этой истории характерно то, что пострадавший эсминец носил имя самого известного и удачливого капера Робера Сюркуфа, захватившего в период Наполеоновских войн 47 судов противника и заслужившего прозвище Король корсаров. А вот кораблям с его именем прославиться не удалось.

Перед Второй мировой войной была построена суперсубмарина «Сюркуф». Этот 110-метровый монстр, кроме восьми торпедных аппаратов, имел два 203-мм орудия (это главный калибр тяжелого крейсера!) и гидросамолет на борту. Но показать себя в боях подлодка не успела: в июне 1940 года она была захвачена англичанами (при этом погибли 3 британца и француз), а в феврале 1942 года у входа в Панамский канал протаранена американским сухогрузом «Томсон Лайке» и затонула со всем экипажем.

Еще одним «Сюркуфом» стал вышеупомянутый эсминец, а ныне бороздит моря и океаны уже пятый корабль с таким именем — фрегат (F 771). Он участвовал в ряде военных конфликтов и вел радиоразведку объектов Черноморского флота в Крыму в 2014 году.

«Южные» против «северных»

Но вернемся к учению «Юг-71». В отличие от многих других, оно было увековечено в кино. Речь идет о популярном советском фильме-боевике «Ответный ход». Напомним, что, по сценарию картины, в ходе учений «Щит» корабельная группировка «южных» с морской пехотой и парашютно-десантным полком наносила удар по аэродрому самолетов-перехватчиков «северных», который защищали береговая батарея, мотострелковый полк и батальон охраны. Съемки фильма проходили в Крыму (там же где учения «Юг-71»),

Однако маневры под названием «Щит» впервые проводились в 1979 году, и это были учения стран Варшавского договора. Затем проходили маневры «Щит-82», в ходе которых морпехи и парашютисты высаживались в том же Крыму. Только «Ответный ход» вышел на экраны за год до них, да и «свежий» сценарий маневров вряд ли позволили бы показать на большом экране. А вот изобразить учения десятилетней давности могли и разрешить.

Второе. Флагман «южных» — противолодочный крейсер «Москва» (систер-шип «Ленинграда», участвовавшего в «Юг-71»). «Дзержинский» в 1981 году уже не мог появиться на экране, так как годом ранее его вывели из боевого состава флота. Поэтому «Москва» и стала главным кораблем в фильме.

Воздушно-десантную дивизию по сценарию сократили до полка, высадку мотострелков после морпехов вообще отменили, чтобы не путать зрителей, однако штурм аэродрома из «Юг-71» сохранили. Только в реальности, как уже говорилось, десантники брали аэродром Багерово (где, кстати, в свое время дислоцировались перехватчики), а вот киношные «южные» «штурмовали» реальную авиабазу Гвардейская, где тогда стояли самолеты-ракетоносцы и транспортники.

…И на учениях, и на киноэкране захват нужного объекта произошел успешно. Однако в реальности сил десанта, что выделялись для «Юг-71», вряд ли бы хватило, чтобы захватить проливы и надежно удерживать их. Десантники должны были обеспечить прорыв Черноморского флота на помощь Средиземноморской эскадре, боевая устойчивость которой без поддержки составила бы двое-трое суток. Морпехам, парашютистам и мотострелкам оставалось лишь надеяться на то, что к ним пробьются через Румынию и Болгарию войска Одесского военного округа. Но шансов на их своевременное появление было мало.

Турки держали для обороны проливов большую армейскую группировку, которую должны были усилить войска блока НАТО, в частности, 82-я воздушно-десантная дивизия и морская пехота США. Они ежегодно отрабатывали контрдесантные действия в этом районе.

В данной ситуации определенные шансы на успех десанта были только при условии применения тактического ядерного оружия. Однако оно имелось и у вероятного противника. Так что чем бы там все закончилось, если бы началось, — большой вопрос…

Леонид ЧЕРНОВ

  Рубрика: Специстория 455 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,307 сек. Потребление памяти:9.66 mb