Вандал против Рембрандта

Автор: Maks Авг 3, 2019

Летом 1985 года ленинградский Эрмитаж чуть не лишился картины Рембрандта «Даная» — 48-летнийй литовец Бронюс Майгис исполосовал полотно ножом и облил серной кислотой. Вандала повязали прямо в зале, а на восстановление картины потребовалось целых 12 лет.

Бронюс Майгис, который едва не уничтожил «Данаю» Рембрандта, оказался душевнобольным и по решению суда был направлен на принудительное лечение в психбольницу. Правда, спустя всего несколько лет вышел на свободу и стал чуть ли не национальным героем независимой Литвы.

Неприметный посетитель

Рабочий день 15 июня 1985 года начался в Эрмитаже как обычно. В залах было многолюдно, только в одном, посвященном работам голландского художника Рембрандта, в то время была небольшая группа с экскурсоводом. В момент, когда к картине «Даная» подошел неприметного вида немолодой мужчина, эта группа находилась в другом конце зала и на мужчину никто внимания не обратил. Все слушали экскурсовода.

Посетитель между тем, воровато оглянувшись по сторонам, расстегнул пиджак, достал из-под полы нож и банку с серной кислотой. Через несколько секунд острое лезвие ножа полоснуло по картине — два удара ножом пришлись на бедра и живот изображенной Данаи. Изрезав картину, мужчина вылил на нее банку серной кислоты.

Когда его заметили и к нему поспешил дежурный старшина милиции Василий Клешевский, мужчина спокойно стоял возле картины и любовался своими преступными трудами — краска на полотне пенилась и пузырилась, а он словно получал удовольствие, созерцая это. На крики женщин прибежал коллега Клешевского сержант Иван Жосан. Вдвоем они скрутили вандала. Пока милиционеры разбирались с личностью задержанного, сотрудники Эрмитажа пытались спасти картину от полного уничтожения, смывая кислоту водой. Больше всего пострадала самая ценная часть картины — фигура Данаи, кислота выжгла в слое живописи глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху другие краски, перемешавшись с водой. Полностью была уничтожена тканевая драпировка, прикрывавшая ноги Данаи. Химическую реакцию удалось остановить только к вечеру. Почти 30 процентов авторской живописи было бесследно уничтожено.

Но вернемся к вандалу. При личном досмотре у задержанного 48-летнего безработного литовца Бронюса Майгиса, нелегально проживающего в Ленинграде, изъяли аммоналовую шашку, спрятанную в левой штанине спортивных штанов, надетых под брюки. Милиционеры выяснили, что, придя в музей, Майгис первым делом спросил у хранительницы, какая из картин Рембрандта считается самой ценной, и, получив ответ, направился к «Данае».

Политика или личное?

Реставрация «Данаи»После задержания Майгиса им помимо милиции занимался и КГБ СССР. Личностью он оказался довольно интересной. Родился Бронюс Майгис в 1937 году в селе Альнес в Литве. В 1944 году его отец, Антон Майгис, был расстрелян как дезертир. Образование у Бронюса Майгиса было всего четыре класса. Закончил курсы трактористов, потом служил в Советской армии.

Одно время трудился на лесозаготовках в Перми, с 1965 года работал шахтером в городе Прокопьевске. Похитил на шахте около 15 килограммов взрывчатки, с помощью которой глушил рыбу на карьерах и потом этой рыбой торговал. Купил себе дом, словом, жил неплохо, кстати, хищение взрывчатки так и не было обнаружено — это было установлено уже после задержания Майгиса в Эрмитаже. Уволившись с шахты, Майгис где только не работал, в том числе на фабрике по выпуску пекарских дрожжей, где и украл ведро серной кислоты.

По характеру Майгис был склочным человеком, с 30 лет требовал себе пенсию по состоянию здоровья. Якобы он повредил зрение, работая на заводе радиотехники. Постоянно строчил жалобы во все инстанции, считая себя инвалидом, даже сумел получить каким-то образом справку, что у него цирроз печени, но пенсию по инвалидности ему все же не давали.

Уволился он окончательно в 1978 году со справкой о грыже, проживал нелегально в Ленинграде у знакомого. Фарцевал — торговал грампластинками, джинсами и книгами. Все это ему присылала знакомая из Америки, с которой Майгис познакомился через радиостанцию «Голос Америки». Со слов соседей, была у него попытка суицида — хотел газом отравиться, но вовремя спасли. При обыске в кладовке, где жил Майгис, сотрудники КГБ изъяли помимо многочисленных медицинских справок, копий жалоб и рентгеновских снимков фотокопии портретов Адольфа Гитлера и репродукцию картины Рембрандта «Даная».

После задержания Майгис заявил, что это было политическое преступление — он ненавидит советскую власть, которая убила его отца. Потом, поняв, что это заявление грозит ему большим сроком, утверждал, что мотив преступления был сугубо личный. Якобы он ненавидит женщин за их распутство, а «Даная» — публично выставленный образец разврата. Эта версия отпала после того, когда следствие выяснило, что Майгис намеревался совершить аналогичный акт вандализма в одном из музеев Москвы. Столицу спасло от атаки вандала то, что он не смог купить билет на поезд. Первоначально Майгис планировал устроить в Эрмитаже и взрыв, для чего и принес взрывчатку, но побоялся ее использовать — в музее было многолюдно. Ему могли помешать.

Национальный герой

Психиатры дали заключение, что у Майгиса вялотекущая шизофрения. Дело слушалось в Дзержинском суде, который приговором от 26 августа 1985 года признал Майгиса виновным в совершенном им преступлении и направил его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Лечили Майгиса в закрытой спец-клинике в городе Черняховске Калининградской области, где обычно проходили лечение так называемые диссиденты. Был он не буйным, только позиционировал себя как политическую жертву советского режима. В 1992 году, после выхода Майгиса из психбольницы, когда Литва уже отделилась от СССР, считая себя жертвой советской оккупации, националисты подняли голову, и были неудачные попытки сделать из Майгиса национального героя.

Свой век Майгис доживает в доме для престарелых и уже отказывается давать интервью, хотя раньше делал это охотно и даже издал книгу, изложив в ней свою версию ЧП в Эрмитаже. Он по-прежнему ни в чем не раскаивается.

А что же «Даная»? На реставрацию картины у специалистов ушло долгих 12 лет. Многие не верили в успех. В тот злополучный день, после того как закончилась химическая реакция, картину закрепили составом из рыбного клея и меда. Вопрос о частичном или полном восстановлении, то есть создании копии, еще предстояло решить специальной комиссии экспертов. В итоге было принято решение о реставрации, которая и началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы необходимые климат и освещение. Только полтора года ушло на укрепление слоя красок и грунта и удаление следов кислотной реакции. Главной задачей реставраторов была наибольшая возможность возврата к первоначальному варианту картины, и они с ней успешно справились.

В 1997 году реставрация была, наконец, закончена, и с того времени «Даная» вновь экспонируется в зале голландской и фламандской школ живописи. Правда, теперь она защищена бронированным стеклом.

Антон СТАРОСЕЛЬЦЕВ

Сюжет для детектива

Вокруг «Данаи» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». Похищение «Данаи» (под измененным названием «Эгина») стало основой для сюжета книги Андрея Константинова «Журналист-2», по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург»



, ,   Рубрика: Злодеи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,343 сек. Потребление памяти:10.68 mb