Величайший меч Японии

Автор: Maks Сен 29, 2019

Клинок «Хондзё Масамунэ», выкованный когда-то непревзойденным японским мастером Горо Нюдо Масамунэ, считается лучшим мечом мира и реликвией эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сегуна Токугавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Первые мечи появились в Японии во второй половине Ш века. Их завозили с материка китайские и корейские торговцы. История собственно японского меча началась в период Хэйан (VIII-XII века). Тогда как раз сформировался класс самураев, была освоена металлургия, и ремесленники, опираясь на китайский и корейский опыт, начали выпуск собственной продукции.

Дорога к совершенству

В силу политики самоизоляции Японии от остального мира оружейная технология развивалась по своему, совершенно оригинальному пути. Это касалось и формы мечей, и процесса ковки, и закалки.

Классический японский меч имеет слегка изогнутый клинок с односторонней заточкой, характерным острием, овальной гардой (цубой) и длиной рукоятью, обернутой шелковыми шнурами или акульей кожей. Мечи делились на несколько видов, из которых можно выделить: тати или катана (длинные мечи), вакидзаси (короткий меч) и танто (кинжал). Катана и вакидзаси носились в паре, ковались одним мастером и в совокупности назывались «дайсё».

Технология ковки японского меча подразумевала весьма сложный и долгий процесс. Полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали: с пониженным и повышенным содержанием углерода. Причем все заготовки проковывались множество раз. Их нагревали, сплющивали, затем сворачивали вдвое и опять сплющивали, повторяя процесс снова и снова. При закалке такой многослойной стали на лезвии клинка появлялся своеобразный и неповторимый рисунок (хада), напоминающий рисунок древесины.

В древней Японии профессия кузнеца-оружейника имела очень высокий статус, практически равный статусу самурая. Часто кузнечным делом занимались монахи, горные отшельники, но даже кузнецы, работавшие в замках и ремесленных посадах, превращали ковку меча в религиозное действо. Они придерживались в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами и приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния.

Мастер мастеров

Период Камакура считается золотым веком японского меча, а самым известным кузнецом этого периода считается монах Горо Нюдо Масамунэ. Несмотря на то что имя этого человека стало легендарным, его биографии, подтвержденной достоверными фактами, практически не существует. Считается, что он родился в провинции Сагами, жил в промежутке между 1260 и 1340 годами и учился у знаменитого оружейника Шинтогу Кунимитсу.

Расцвет творчества Масамунэ приходится на конец XIII — начало XIV века, в это время он разработал особую технику — «сосю» и изготовил в этой технике целую серию мечей. Технология позволяла создавать необычайно прочные изделия. Секрет оружейника заключался в использовании четырех сваренных между собой металлических полос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клинке 128 слоев.

Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа «ниэ», когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид «вечернего неба, усыпанного звездами»: четкие темные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень лежит на его передней части.

В 1714 году по приказу Токугава Ёсимунэ был составлен «Мэйбуцу Те Кехо» — трехтомный каталог изделий лучших японских оружейников. В первом томе перечислены работы трех известнейших кузнецов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание еще 20 клинков великого мастера, а в остальном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его учениками. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, которое вызывали его шедевры.

Вода в ручье

Меч мастера МасамунеСамым знаменитым клинком Горо Нюдо Масамунэ японцы считают меч, именуемый «Хондзё Масамунэ». Следует отметить, что мечи для уроженцев островной империи всегда имели не только сугубо утилитарную, но и сакральную ценность. Катана в японских сказаниях — символ доблести, душа самурая. Наряду с бронзовым зеркалом (олицетворением знаний) и яшмовыми подвесками (искусством) она была передана богами семье первого императора.

«Хондзё Масамунэ» тоже имеет свою легендарную историю. Сказания утверждают, что когда-то Масамунэ получил вызов от другого кузнеца — Мурамаса. Тот заявлял, что сделает клинок, который превзойдет все работы великого мастера. Масамунэ принял вызов, и оружейники взялись за работу. Мурамаса изготовил «Дзюути Иосаму» («Десять тысяч холодных ночей»), а Масамунэ сделал легендарный «Хондзё Масамунэ».

Чтоб испытать мечи, их по обычаю укрепили в русле небольшого ручья против его течения. Меч Мурамасы рассекал все, что едва касалось его лезвия: плывущих рыб, кувшинки, листья. Меч же Масамунэ, казалось, был неспособен разрубить ни одного проплывающего листа. Мурамаса уже начал насмехаться над противником, но следившие за испытанием монахи заметили, что все листья и рыбы оплывают лезвие «Хондзё Масамунэ», словно бы сам меч отводит их в сторону. Если первый клинок с маниакальным упоением убивал все, чего касался, то второй не пытался никого губить понапрасну и щадил то, что невинно.

По одной из версий этой легенды меч Масамунэ даже воссоединил и исцелил лист, разрубленный мечом Мурамасы.

Масамунэ редко подписывал лезвия своих клинков, мотивируя это тем, что его работу невозможно подделать или перепутать с изделием другого мастера. Однако сегодня мы знаем целый ряд его мечей: «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ», «Дайкоку Масамунэ», «Хотё Масамунэ», «Котэгири Масамунэ» и, конечно, «Хондзё Масамунэ».

Эта знаменитая катана считалась символом сёгуната Токугава, правившего Японией в период Эдо более двух с половиной веков. Имя меча связано с именем генерала Хондзё Сигенаги, захватившего оружие в качестве боевого трофея в одном из сражений. Позже меч был продан, сменил нескольких хозяев и наконец попал к Иэясу Токугаве, основателю прославленной династии сёгунов. Постепенно став очень важной фамильной реликвией, катана на протяжении веков передавалась из поколения в поколение.

В 1939 году меч был объявлен культурным достоянием Японии.

Последняя война «Хондзё Масамунэ»

Во время Второй мировой войны Япония, воевавшая на стороне стран «оси», потерпела поражение. В сентябре 1945 года генерал Дуглас Макартур на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию представителей островной империи. После подписания акта командование оккупационными силами предприняло меры к демилитаризации страны. Все воинские формирования, а также гражданские лица должны были сложить оружие, а поскольку в японской армии мечи официально стояли на вооружении офицерского и сержантского состава, то их надлежало сдать так же, как пистолеты, пулеметы и винтовки.

Конечно же, подавляющее большинство мечей для армии выпускалось в массовом порядке, и качество их оставляло желать лучшего, но при этом у части офицеров и гражданских лиц имелись настоящие самурайские клинки, выкованные столетия назад. Они тоже подлежали сдаче.

В декабре 1945 года Иэмаса Токугава сдал «Хондзё Масамунэ» и 14 других мечей из семейной коллекции в полицейский участок в Мэйдзиро. Согласно официальной версии, спустя месяц полиция Мэйдзиро передала конфискованные мечи сержанту 7-го кавалерийского полка Колди Баймору…

Однако на то эта версия и «официальная», чтобы ею можно было прикрыть реальное положение дел. Истина в том, что дальнейшая судьба «Хондзё Масамунэ» неизвестна. В худшем случае он с тысячами других мечей был отправлен на переплавку в качестве металлического лома, в лучшем — осел в одной из частных коллекций или пылится на каминной полке где-нибудь в доме одного из потомков американского ветерана из Аризоны или Техаса, прихватившего занятную железку в качестве военного сувенира.

Установить подлинную личность человека, забравшего меч из полицейского участка, оказалось невозможно. Перевод его имени сначала с английского языка на японский, а затем вновь на английский привел к тому, что его звучание и написание были полностью искажены. А сержант Колди Баймор никогда не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.

Увы, легендарный шедевр великого мастера пропал без вести. Его местонахождение до сих пор остается тайной. По слухам, сломанный клинок этого меча был найден в 2009 году на Окинаве, однако специалисты воспринимают эту новость скептически.

Эдуард ШАГУРОВ

  Рубрика: Невероятные артефакты 749 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,355 сек. Потребление памяти:9.66 mb