Верность традициям

Автор: Maks Ноя 16, 2020

Буряты — самый северный монгольский народ, населяющий Западное и Восточное Прибайкалье. В настоящее время численность этого народа, по разным оценкам, составляет от 550 тысяч до 690 тысяч человек.

Потомки гуннов?

Предки бурят — курыканы и байырку — появились на Байкале в VI веке. Курыканы заселили Предбайкалье, а байырку обосновались к востоку от озера. По сути, эти два племени мало чем отличались друг от друга по образу жизни, языку и обычаям, поэтому всегда тесно контактировали, а где-то к середине XII века слились в единую этническую группу под названием баргуты. Территория, на которой они обитали, называлась Баргуджин-Токум.

В начале XIII века баргуты оказались в составе Монгольской империи, а в конце того же столетия более могущественные и воинственные племена вытеснили их с Байкала в Западную Монголию. На родную землю они смогли вернуться только к началу XVII века, но вскоре столкнулись с новыми завоевателями — войсками Русского государства.

Ко времени прихода русских в Прибайкалье проживало пять родственных племен. Они оказали серьезное сопротивление. Завоевание этнической Бурятии длилось около ста лет и окончательно завершилось через некоторое время после подписания в 1727 году Буринского договора между Россией и Китаем. В результате буряты оказались разделены между двумя государствами, но большая их часть осталась в нашей стране.

Для прибайкальских народов присоединение к России сыграло в целом положительную роль: прекратились внутренние конфликты, начался процесс консолидации различных групп и племен, обладавших культурной и языковой близостью. В результате к концу XIX в. образовалась новая общность — бурятский народ.

В XVIII-XIX веках в Прибайкалье хлынул поток русских переселенцев. Ими были основаны все современные города и деревни. Казаки строили остроги, старообрядцы селились в деревнях. Города постепенно начали обживать буряты, ранее ведшие кочевой образ жизни. Но все же на своей этнической территории они оказались в меньшинстве, да и бразды правления в своих руках держали, как правило, русские.

Сейчас ситуация изменилась: буряты заняли прочные позиции во всех органах власти. И даже идут процессы переписывания истории. Например, высказывается мнение, что буряты — потомки гуннов. Также считается достойным возводить свой род к предкам Чингисхана.

Дети волка

Что означает этноним «буряты»? Его происхождение до сих пор не вполне ясно. Одна из основных версий возводит этот этноним к хакасскому «пыраат», восходящему к тюркскому «бури» («волк»). Следовательно, «бури-ата» переводится как «волк-отец». Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Русские казаки трансформировали слово «пыраат» в «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно все прибайкальские племена приняли самоназвание «буряад», то есть буряты.

Буряты — единственный коренной народ Сибири, который создал собственные исторические письменные источники и имеет собственные литературные памятники. Это так называемые «бурятские летописи», написанные преимущественно в XIX веке, где описываются основные вехи истории и культуры бурят.

Буддийские священнослужители и наставники тех времен оставили после себя богатейшее духовное наследие, состоящее из собственных трудов, а также переводов книг по буддийской философии, истории, тантрическим практикам и тибетской медицине.

В большинстве дацанов (дацан — буддийский монастырь) Бурятии существовали типографии, печатавшие книги ксилографическим способом. По архивным данным, в 27 действовавших в 1934 году дацанах имелось 150 тысяч книг. А в ликвидированных к этому времени 20 дацанах находилось в среднем по 5 тысяч книг в каждом.

Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют тенгрианством, а монголы, в свою очередь, называли его «хара шашын» («черная вера»).

В конце XVI века в Бурятии начал распространяться буддизм, а с XVIII века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят мирно уживаются все эти три религии. Однако в некоторых районах Бурятии шаманизм остается ведущим религиозным направлением.

Культовая водка

БурятыВ Бурятии очень уважают своих шаманов. С ними советуются по различным вопросам, приходят за помощью в непростых ситуациях, без них не обходится ни один праздник.

Шаманами могут стать, как правило, дети и внуки шаманов.

При этом бурятский шаман должен пройти девять ступеней посвящения — шанар.

Каждая из ступеней имеет свой обряд, который соответствует обретению какого-либо навыка и предмета. Но это не значит, что эти навыки и предметы не могут использоваться до этапа посвящения. Просто полное раскрытие навыков может наступить только после 18 лет труда, который находит отражение в разных ступенях и олицетворяет девять ветвей Мирового дерева — тургэ.

В Бурятии часто можно увидеть деревянные или каменные столбы (сэргэ), украшенные разноцветными ленточками (залаа). Их устанавливают в особых местах, где поклоняются духам. По мнению жителей Забайкалья, любая роща, водоем или гора имеют собственного покровителя (эжина). Ленточка, привязанная на культовый столб, является просьбой человека к духу этого места. Буряты верят: когда ветер колышет залаа, молитвы людей о процветании, достатке, здоровье и личном счастье доносятся до высших сил.

В особо священных местах можно встретить скопления камней, которые называются «обо». Их приносят паломники, чтобы отдать дань уважения духам этих мест. Некоторые из таких святилищ существуют с незапамятных времен. Здесь люди ведут себя, как в храме. Нельзя ни ругаться, ни смеяться, негативные мысли также под запретом. Паломники возносят молитвы к многочисленным богам, а шаманы совершают ритуальные жертвоприношения.

Обряд жертвоприношения, когда духи получают различные напитки, у бурят называется «сасали». Это могут быть молочные напитки, купленное в магазине спиртное, но чаще всего — тарасун. Так в Забайкалье называют местную водку, которую готовят по старинной технологии из забродившего молока.

Самодельные самогонные аппараты есть у многих людей, ведь без тарасуна не обходится ни одно дружеское застолье, ни один семейный праздник. Каждый гость здесь просто обязан выпить хотя бы одну рюмку молочной водки, если он не хочет обидеть хозяев дома неуважительным отношением. Перед тем как начать застолье, буряты брызгают несколько капель тарасуна или другого алкогольного напитка на стол или на пол. Обычно в рюмку слегка опускается безымянный палец, затем он резко поднимается вверх и в сторону. Упавшие капли считаются подношением духам.

Большое значение тарасуна в жизни бурят подтверждает хотя бы тот факт, что по народной традиции сразу после свадьбы невесту ожидало важное испытание: она должна была продемонстрировать родственникам жениха, что умеет готовить молочную водку. Успешно сдавшую этот экзамен девушку признавали хорошей хозяйкой.

Состязания в остроумии

Свадебные обряды бурят тоже основаны на традициях шаманизма. Прежде всего, жених и невеста должны воздать дань уважения духам предков. Например, девушка совершает обряд поднесения масла огню. Раньше это происходило в юрте, где собирались жить молодые. Сейчас для свадебных ритуалов специально возводится временная праздничная юрта.

Невеста должна обвести чашу с маслом три раза над очагом, а затем вылить все содержимое прямо в огонь. Ярко вспыхнувшее при этом пламя предвещает благополучие и достаток для новой семьи.

Свадебный наряд невесты, как правило, украшали стилизованные изображения солнца, а одежду жениха расшивали лунной символикой. Вопреки устоявшимся у многих других народов представлениям, дневное светило считается у бурят олицетворением женского начала, а ночное — мужского.

Вообще бурятские праздники и застолья отличаются большим количеством необычных традиций. Например, передавать гостям угощение можно либо правой рукой, либо двумя руками. Принимать пиалу с чаем или другое подношение также нельзя левой рукой — иначе вы нанесете хозяевам дома оскорбление. Кроме того, нельзя наступать на порог дома. Рассаживаются гости по половому признаку: справа от двери устраиваются женщины, а слева — мужчины. Чем почетнее гость, тем дальше от входа в помещение он сидит.

Во время праздников обычно устраиваются различные состязания. Причем не только на силу и ловкость, но и на остроумие. Участники соревнования «сэсэ буляал-даха», например, должны быстро и смешно отвечать друг другу на забавные или провокационные вопросы.

Приверженность традициям, многие из которых зародились еще в эпоху палеолита, свидетельствует о том, насколько бережно буряты относятся к обычаям и верованиям предков.

Николай МЕДВЕДЕВ

, , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 134 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,169 сек. Потребление памяти:7.15 mb