История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Похищение века

В январе 1914 года знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» снова заняла свое место в зале Лувра. Человеком, умудрившимся украсть ее и скрывать более двух лет, оказался бывший сотрудник музея - итальянец Винченцо Перуджа. Однако за его спиной, возможно, стоял великий художник Пабло Пикассо.

История с похищением «Джоконды» посреди бела дня прямо со стены зала Лувра потрясла весь мир. Пропажу 21 августа 1911 года обнаружили практически случайно. Какое то время даже сотрудники музея были уверены, что полотно просто отправили на фотографирование для каталога. Когда же стало ясно, что речь действительно идет о «преступлении века», полиция сбилась с ног в поисках вора. Но все было тщетно. Пропажа была найдена только через пару лет, когда похититель сам попытался продать картину директору флорентийской галереи Уффици.

Итальянский патриот

Итальянец Винченцо Перуджа ранее работал в Лувре и хорошо знал его внутренний распорядок. Выбрав момент, когда в зале не было людей (в начале XX века перед «Джокондой» не было постоянной толпы, как в наши дни), он просто снял картину со стены, извлек ее из-под защитного стекла, затем вытащил из рамы, завернул в свою куртку и спокойно покинул здание. Все было рассчитано идеально.

На расследование кражи из Лувра были брошены лучшие силы полиции. За проявленную халатность уволили нескольких человек из дирекции музея. Главный вопрос, который всех занимал, - зачем воровать всемирно известную картину, которую почти невозможно продать? Выдвигались предположения, что это сделано по заказу некого коллекционера, пожелавшего повесить «Мону Лизу» на стенку в потайной комнате. Как позднее заявлял сам Перуджа, его главным мотивом было желание вернуть бессмертный шедевр в Италию, откуда его «похитили» французы.

Интересно, что в процессе расследования под подозрение полиции попали поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо. Правда, обвинения с них довольно быстро сняли. Но некоторые до сих пор уверены, что Пикассо действительно был замешан в истории с «Джокондой».

Злая шутка гения

Пабло Пикассо

После пропажи бесценного полотна Лувр провел масштабную инвентаризацию и выявил пропажу нескольких финикийских статуэток. Вскоре обнаружилось, что древние предметы попали как раз в руки Аполлинера и Пикассо. Произошло это еще в 1904 году. Хотя ни один из них не был заказчиком кражи, оба они прекрасно знали о темном прошлом статуэток. И Аполлинер, и Пикассо поспешили избавиться от экспонатов, едва начались их поиски. Хотели даже малодушно выбросить их в реку, но в конце концов вернули в музей, анонимно передав через редакцию одной из газет. Полиция тем не менее задержала и допросила обоих, проверив при этом алиби на время похищения «Джоконды». Алиби оказались в порядке, и служители муз были отпущены на свободу - со строгим напутствием никогда больше не заниматься скупкой краденого.

Вполне можно предположить, что Пикассо впечатлила легкость, с которой статуэтки были похищены из Лувра. Известно, что он вообще довольно критично относился к музейной деятельности. «Наши музеи - только куча лжи, и люди, которые делают из искусства бизнес, - по большей части обманщики... На картины в музеях мы перенесли все наши глупости, все наши ошибки, всю нашу бездарность. Мы принизили их и превратили в незначительные, бессмысленные предметы. Мы цепляемся за фикцию, вместо того чтобы попытаться почувствовать внутреннюю жизнь творцов этих картин», - презрительно говорил художник.

Учитывая довольно едкое чувство юмора, которым отличался основоположник кубизма, немало людей полагает, что на стене Лувра вот уже целый век висит подделка - копия, изготовленная Пабло Пикассо, который и заказал Винченцо кражу «Джоконды», сыграв на его патриотических чувствах. Обмануть итальянца и подменить оригинал на подделку было не так уж трудно, ведь в искусстве тот не разбирался. Сложнее было заставить искусствоведов и хранителей Лувра поверить в обман. Видимо, для этого и понадобились те два года, когда картина пребывала неизвестно где. Когда копия была готова, Пикассо подбросил Винченцо идею продать «Джоконду» итальянскому музею. Так завершился затеянный им величайший розыгрыш в истории искусства. Винченцо Перуджа, кстати, за кражу получил всего лишь один год тюрьмы. Видимо, поэтому он и не стал «сдавать» своего великого подельника.

Кирилл ИВАНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Версии     Следущая