История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Паровоз вместо бомбы

В катастрофе царского поезда 29 октября 1888 года погиб 21 человек и 68 получили ранения. Царская семья осталась невредима. Но случайно ли состав сошел с рельсов? И если не случайно, то кто планировал устранить правителя России таким изощренным способом?

Покушение на жизнь императора Александра III, которое собирались совершить члены «Террористической фракции» партии «Народная воля» в марте 1887 года, так и не состоялось. Организаторы были слишком беспечны, выдали себя и были арестованы. Однако полутора годами позже произошло событие, которое чуть не стоило Александру III жизни. Это крушение царского поезда 29 октября 1888 года.

Чудесное спасение

Крушение поезда Александра III

Авария поезда произошла в середине дня. Состав, на котором семья императора Александра III со свитой возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург, сошел с рельсов на участке железной дороги южнее Харькова. Из 15 вагонов на железнодорожном полотне удержалось лишь пять. Остальные частично повалились набок и свалились с высокой насыпи. Очень серьезно пострадал вагон-столовая, где в момент аварии находились сам Александр III с семьей и множество приглашенных к трапезе членов свиты. Как описывают очевидцы, вагон полулежал на левой стороне насыпи, его крыша и стены были сплюснуты и разрушены. Тем удивительнее, что самой серьезной травмой оказался всего лишь раздробленный палец у флигель-адъютанта Владимира Шереметева.

Серьезнее всего пострадал вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная обслуга, - оттуда извлекли 13 изуродованных трупов. До сумерек продолжались опознание тел и оказание помощи раненым. Затем подошел новый состав, на котором уцелевшие отправились на станцию Лозовую, а оттуда утром - в Харьков.

Немедленно было начато расследование, которым занимался знаменитый прокурор Анатолий Кони. Выводы, к которым пришло следствие, сводились к следующему. Несмотря на то, что вес императорского поезда был близок к грузовому, двигался он со скоростью экспресса. Два паровоза тянули состав со скоростью около 68 км/ч. Из-за плохого состояния рельсов было потеряно сцепление колес вагонов с полотном и произошла катастрофа.

Кому выгодно?

Следствие длилось несколько месяцев, и так и не было доведено до конца. Причем прекращено оно было по личному распоряжению Александра III. Конкретных виновников так и не назвали. Несколько высокопоставленных железнодорожных чиновников отправились в отставку, что нельзя назвать строгим наказанием за угрозу жизни императорской фамилии.

Однако в мемуарах генерала Владимира Сухомлинова и сына инспектора императорских поездов, историка Михаила Таубе прямо говорится о том, что поезд сошел с рельсов из-за бомбы. Заложил ее якобы помощник повара. Сам он якобы заблаговременно сошел с поезда и скрылся за границей. При этом непонятно - как человек, связанный с революционными организациями, мог проникнуть в личную обслугу императора. Об этом оба автора версии о взрыве молчат. Да и бомба, по их мнению, была заложена в вагоне-столовой, что никак не вяжется с реальными повреждениями поезда.

Но есть и еще один вариант объяснения случившегося. Известно, что когда поезд двигался в Крым, его на определенном этапе сопровождал тогда еще управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте. Он обратил внимание на стук под днищем вагона. В поданной им после этого докладной записке указывалось на то, что императорский поезд не должен двигаться с чрезмерной скоростью, так как это грозит аварией.

Выходит, о том, что если разогнать поезд, то он перевернется, знали заранее? Не оказал ли Сергей Витте «медвежью услугу» Александру III, который впоследствии вознес его на высокие должности в благодарность за эту бдительность? Кто видел ту докладную записку и в чьей голове созрел план устранить императора путем «случайной» аварии, без всяких бомб и террористов? Кто дал указание машинистам «гнать побыстрее»? Увы, ни на один из этих вопросов ответа нет. Но, видимо, они были у Александра III, который приказал спешно свернуть следствие. Видимо, очень неприятная правда о заговоре в верхах могла выплыть наружу. И дело предпочли уладить без скандалов и прокуроров, в узком кругу.

Однако катастрофа 1888 года все же стала роковой для императора. Именно там, держа на плечах тяжелую крышу вагона, грозившую придавить родных, он надорвал спину и посадил почки. Что стало одной из причин его болезни и смерти в 1894 году.

Кирилл ИВАНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Версии     Следущая