На поверхности знанияС этой вещью мы все сталкиваемся, когда приходим в школу на первый свой урок. Она верой и правдой служит нам все 10 классов, потом еще пять лет в институте. А кому-то пригождается и в аспирантуре или на курсах повышения квалификации. Одним словом, она постоянно сопровождает нас, когда мы учимся. Это школьная доска, или, если угодно, классная доска. Первые школы появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. Можно было бы предположить, что и школьные доски были придуманы тогда же, однако это не совсем так. Глина, воск или сланец?В те далекие времена идея использовать одну большую доску для всей группы учеников еще не пришла людям в голову. Зато они изобрели маленькие дощечки, а лучше сказать - таблички, которыми школяры пользовались индивидуально. К примеру, шумеры изготавливали такие таблички из необожженной глины (кстати, школы у них так и назывались - «дома табличек»). Древние египтяне все значимые записи делали на папирусе, а вот для обучения письму и счету также пользовались глиняными табличками. В Древней Греции и Древнем Риме ученики писали на деревянных дощечках, покрытых воском. А вот на Руси для этих же целей использовали в основном бересту. Однако все эти приспособления являются лишь дальними родственниками нашей школьной доски. А ее «родная бабушка» - это индийская черная дощечка. О ней мы знаем благодаря известному персидскому ученому-энциклопедисту Аль-Бируни. В своем труде «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» он сообщал: «В их школах пишут на черных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо». Увы, мы не знаем, когда именно индийцы начали обжигать дочерна деревянные дощечки и писать на них кусочками известняка. Однако благодаря запискам персидского ученого нам известно, что к 1030 году эта «канцелярская принадлежность» у них уже вовсю была в ходу. А вот в Европе белым по черному писать стали только в XIII веке. По крайней мере, к этому времени относится первое письменное упоминание об аспидной доске. Такое странное название этот предмет получил благодаря материалу, из которого был изготовлен, - аспиду (это одна из разновидностей твердого сланца темносерого или черного цвета). Из пластины такого сланца толщиной около 20 миллиметров делали прямоугольник размером с современный планшет и вставляли его в деревянную рамку. Иногда аспидные доски сразу расчерчивались горизонтальными линиями, чтобы ученики привыкали писать ровно. Кстати, писали на аспидной доске грифелем, из-за чего в некоторых странах она именовалась грифельной. Но кое-где для письма использовали алюминиевую палочку, которая оставляла на аспидной доске хорошо заметный белый след. А потом в тех же целях стали применять кусочек мела. Обычно к аспидной доске прилагались кусочек ткани или губка, чтобы можно было стирать написанное. До XVIII века только дети из довольно состоятельных семей имели аспидные доски, поскольку они были недешевы. Но когда в Уэльсе было открыто и стало активно разрабатываться месторождение сланца, аспид резко подешевел, а с ним и аспидные доски. Началось их массовое производство, и к XIX веку почти в каждой школе мира ученики пользовались подобными досками. Размер имеет значениеКогда же школьная доска стала привычного нам размера? Это открытый вопрос, поскольку существует упоминание о том, что в Европе еще в эпоху Возрождения использовались при обучении музыке большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное. Однако подробности нам не известны. Поэтому временем появления на свет традиционной классной доски считается начало XIX века. А ее создателем - школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс. Однажды он вел урок географии и для того, чтобы наглядно объяснить материал своим ученикам, решил нарисовать контур изучаемой страны. Однако рисунок не уместился на одной обычной аспидной доске. И тогда Пилланс взял несколько штук и составил их вместе. А потом поставил их повыше - чтобы всем было хорошо видно. Так и появилась первая большая классная доска. Этим нововведением шотландец не ограничился и придумал заодно цветные мелки. Просто ему хотелось нарисовать контур страны белым, горы - зеленым, реки - синим, а места сражений - красным. Пришлось, правда, для этого изобрести способ изготовления мелков разного цвета, потому что пойти в магазин и купить их тогда было невозможно. Учитель создал собственный рецепт, в состав которого входили толченый мел, красящий пигмент и овсянка. Все эти новые методы преподавания Джеймс Пилланс подробно описал в 1814 году в своем письме Джереми Бентаму - английскому философу и реформатору. А уже от Бентама про них узнал весь мир. Нужно заметить, что традицией вызывать учеников к доске для проверки знаний мы также обязаны этому директору-экспериментатору. Это он первым произнес пугающую фразу: «К доске!» Обойдемся без мела!Параллельно Пиллансу, за океаном аспидную доску для объяснения материала в большой аудитории стал использовать английский математик Джордж Барон. Он читал лекции в Военной академии США и сложные формулы для лучшего усвоения записывал мелом на школьной доске. К сожалению, аспидные доски были не слишком удобны для использования в классе - очень маленькие! А существенно увеличить их размер не удавалось из-за того, что сланец редко встречается большими пластинами. Поэтому американцы решили просто отказаться от аспида. Они начали изготавливать школьные доски из дерева, а на их поверхность наносили различные смеси, чтоб было удобнее писать. Так, поначалу в США сколачивали сосновые доски и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи. Позже школьные доски стали производить не из сосны, а из более плотной древесины. Сверху на них наносили керамическое покрытие - такие доски получались дорогими, но долговечными, - или просто красили матовой эмалью. Примерно в 30-х годах XX века аспидные доски практически вышли из употребления. Зато большие классные доски окончательно «захватили» школы и университеты. Со временем они становились все более разнообразными. Например, в середине прошлого века стал встречаться не только черный цвет покрытия, но и зеленый или темно-коричневый. Где-то доски обтягивали линолеумом, где-то делали металлическими или даже стеклянными. В конце XX века врачи заявили о том, что школьные доски небезопасны для здоровья. Точнее, не сами доски, а мел, которым на них пишут. Он крошится, а образующаяся меловая пыль вызывает аллергию. Да и одежду пачкает! Как следствие, была придумана новая разновидность доски - маркерная. Мел заменили на специальные маркеры, а привычные черные школьные доски - на белые. Во многих школах быстренько заменили старые доски на новые. Однако довольно быстро оказалось, что жидкость, которой полагается стирать надписи, сделанные маркерами, тоже не безвредна. И белые доски как-то постепенно вышли из моды. А в XXI веке появилась школьная доска нового поколения - интерактивная. По сути это большой сенсорный экран, на который с помощью проектора выводится информация с компьютера. На такой доске можно писать специальным стилусом, при этом написанное не только появляется на экране, но и сохраняется в памяти компьютера. А также можно управлять изображением на экране просто прикосновением пальцев. Марина ВИКТОРОВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|