История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Доска с колёсиками

Уже в эпоху неолита человек использовал колесо. Казалось бы, до создания самоката ему оставалось буквально полшага! Но эта замечательная идея древним «кулибиным» в голову не пришла. Возможно, потому что дороги в те далекие времена были еще меньше приспособлены к езде на двух колесах, чем сейчас...

Когда же был изобретен самокат? Однозначного ответа на этот вопрос, увы, не существует. Одни исследователи высмотрели нечто, отдаленно напоминающее самокат, на древнегреческих рисунках, другие - на фресках VIII века, третьи - на витражах церкви Stoke Poges XVI-XVII веков. Однако, если честно, больше всего эти изображения похожи на неудачно нарисованные колесницы, а вовсе не на древний самокат.

Существует версия, что самокат изобрел сам Леонардо да Винчи, ну или его ученик Джакомо Капротти. В рукописях ученого, датированных XV веком, были найдены наброски некой двухколесной деревянной машины. Она представляет собой нечто среднее между велосипедом и самокатом - вот только ни сиденья, ни платформы для того, чтобы встать ногой, у нее нет. Впрочем, часть ученых полагает, что этот рисунок - подделка. Как бы там ни было, это транспортное средство если и существовало, то только на бумаге. А первый двигающийся самокат был создан только три века спустя.

Дело каретного мастера

Скорее всего, это произошло в 1761 году. А придумал и сделал первый самокат каретный мастер Михаэль Касслер из Германии. Впрочем, он его так не называл и даже никакого патента на свое изобретение не получил. Однако сохранилось описание того, что он проехал пару километров на этой «доске с колесами». Из того же описания мы, в частности, знаем, что у «прадедушки» самоката руля не было, поэтому он был абсолютно неуправляем и мог ездить только по прямой. К тому же весил агрегат изрядно, ведь был полностью деревянным.

30 лет спустя еще одну модель самоката якобы сконструировал французский граф де Сиврак. Свою машину он назвал «селерифер» (от французского слова «селерите» - «быстрота» и латинского слова «феро» - «несу»). Она представляла собой деревянную балку с упорами для рук, прикрепленную к колесам при помощи двух деревянных вилок. Для передвижения на селерифере необходимо было отталкиваться ногами от земли.

Правда, большая часть историков полагает, что граф де Сиврак - лицо вымышленное. Его придумал французский журналист Луи Бодри, а прототипом послужил некий Джин Хенри Сиврак, который занимался импортом четырехколесных экипажей. И если это действительно так, выходит, что никакого селерифера просто не существовало.

«Машина для бега»

Первая личность в истории самоката, которая не вызывает сомнений, - Карл фон Дрез из Карлсруэ. Этот немецкий изобретатель создал подобие самоката и назвал его «машиной для бега». Откровенно говоря, на привычный нам самокат эта машина еще не походила, потому что у нее, к примеру, было седло. Но и велосипедом ее назвать нельзя, поскольку педали отсутствовали и нужно было отталкиваться ногами. Больше всего эта штуковина походила на современный велоход для детей.

Дата изобретения спорна - не то 1813, не то 1817 год, - но точно задокументировано, что в 1818 году Дрез получил патент на свою машину. А в 1820 году усовершенствовал ее, заменив простое переднее колесо на управляемое. У предка самоката появился руль, и с его помощью можно было даже ездить кругами!

Родное название изобретения Дреза в народе не прижилось, и его переименовали в дрезину - по имени создателя. В Великобритании, где дрезина стала чрезвычайно популярной, ее называли также «денди-хорз». Именно здесь самокаты впервые стали изготавливать не с деревянной, а с железной рамой.

В целях продвижения своего изобретения Карл фон Дрез отправился путешествовать по миру. Больше всего его самокат понравился американцам. И в США даже сделали отдельные дорожки для любителей самокатов.

В середине XIX века англичанин Томпсон придумал надувные шины, но не воплотил эту идею. Это в 1888 году сделал шотландец Джон Данлоп, когда решил улучшить самокат сына. Интересно, что сначала он оборачивал колеса садовым шлангом для полива. Так что это были, скорее, водные шины. Но потом он сообразил, что можно закачивать в шланг воздух. После этого самокаты перестали быть «костотрясами». А вот полиуретан для изготовления колес стали применять уже в XX веке.

1915 год в истории самоката - особый. Во-первых, американская компания Autoped Company of America начала выпускать первые самокаты, снабженные двигателем мощностью 1,5 л. с. А во-вторых, она же стала делать складной руль. Эти новшества вызвали небывалый фурор на рынке США и Западной Европы. Моторными самокатами снабдили даже армию. И в Первой мировой войне участвовали самокатные части, которые обеспечивали связь между воинскими подразделениями. Тогда же у самокатов появились амортизаторы и тормоз.

А после войны интерес к самокату пошел на спад. Он перешел в разряд игрушек для детей.

Зато XXI век подарил самокату вторую жизнь. Появились электрические и инерционные самокаты. Сегодня этот вид транспорта снова популярен у взрослых - он легче и мобильнее велосипеда, но все же на нем быстрее, чем пешком!

Особый путь

Существует версия о том, что самокат на самом деле был изобретен в России, причем еще в 1801 году. История об этом рассказывается в книге В.Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов», изданной в 1898 году в Санкт-Петербурге. Автор пишет: «Во время коронования императора Павла в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».

Согласно этой версии, крепостной не только придумал и сделал самокат, но и доехал на нем из уральского рабочего поселка в Москву. А это около 2 тысяч верст! В первый в мире велопробег Ефима Артамонова отправил его хозяин - владелец завода, который возжелал удивить царя «диковинкой». За достоверность такой истории говорит то, что самокат существует на самом деле, более того, на него можно посмотреть в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Доводы против тоже есть. К примеру, химический анализ железа, из которого сделан самокат в нижнетагильском музее, показал, что изготовлен он был никак не ранее 1870 года. Есть и фактическая ошибка в книге Белова - Павел I короновался не в 1801, а в 1797 году. А в 1801 году на престол взошел Александр I. Исследователям не удалось найти упоминаний об Артамонове ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н.Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П.П. Свиньина (1818-1830). Одним словом, нет никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова.

Реально существовал другой крепостной изобретатель по фамилии Кузнецов-Жепинский. Вот он действительно получил вольную для себя и своего племянника Артамона в 1801 году за свои изобретения. Но изобрел он вовсе не самокат, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.

Марина ВИКТОРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая