Вези меня,извозчик!

Автор: Maks Сен 19, 2019

Как известно, театр начинается с вешалки. А вот любой город, безусловно, начинается с вокзала, точнее, с такси, в которое попадает турист, впервые оказавшийся в незнакомых краях. В 2019 году Москва отпраздновала 85-летие первого государственного таксомоторного парка столицы. А 22 марта весь мир ежегодно отмечает Международный день такси.

Рождение легенды

Для жителя современного мегаполиса такси является непременным и естественным атрибутом цивилизации. Сегодня сложно себе представить, что когда-то частного извоза не было. А между тем такси как социальному явлению всего несколько сотен лет. Сегодня достаточно точно известна дата, когда впервые в мире частный извозчик взял деньги за свои услуги.

Это произошло в Англии в 1639 году. Первыми такси стали четырехколесные экипажи, внешне похожие на кареты, с забавным названием хэкни, что в переводе означает «разъездная лошадь». Причем процесс частного извоза практически с самых первых дней его существования не был хаотичным, каждый извозчик входил в корпорацию коучменов, обладавшую гослицензией на частный извоз. Спустя 200 лет, в 1840-е годы, громоздкие медлительные и неудобные кареты были заменены двухколесными повозками — кабриолетами. Кстати, знаменитое на весь мир название английских извозчиков «кэб» — это не что иное, как сокращенное от слова «кабриолет».

Следующим шагом в эволюции кэбов стало появление электрокэбов, способных развивать скорость до 15 км/ч, но они не прижились: консервативным британцам прежний, «лошадиный» кэб был роднее. Вытеснение кэбов автомобилями началось с 1907 года, когда сразу несколько компаний, отчаянно конкурируя друг с другом, начали выпуск таксомоторов.

Святой извоз

А вот с появлением французского частного извоза связана одна занимательная легенда. В небольшом французском городке Мо жил владелец постоялого двора по имени Соваж. Человеком он был крайне набожным, поэтому весь его постоялый двор был украшен изображениями святого Фиакра, чья часовня находилась неподалеку. Впрочем, частые молитвы не помешали Соважу организовать первую во Франции компанию по извозу местных жителей на двухместных конных экипажах. Причем каждый из экипажей украшал барельеф с изображением… святого Фиакра. Неудивительно, что вскоре молва нарекла платные экипажи фиакрами. Со временем это прозвище распространилось на всех извозчиков Франции.

В 1896 году произошла модернизация фиакров: они приобрели бензиновый двигатель, который крепился позади повозки. И сразу возникла неразбериха с оплатой проезда: никто попросту не знал, сколько должна стоить поездка, тем более что плата за проезд была свободной и назначалась каждый раз новая, Ситуация нормализовалась лишь в 1905 году с изобретением таксометра, после чего все поездки приобрели фиксированный тариф, а платный извоз получил свое современное название—таксомотор, или такси.

«Рено» — законодатель мод

Одним из лидеров производства специализированных под такси автомобилей стала французская компания «Рено». Первые такси этой марки автомобилей даже внешне походили на фиакры, Места для пассажиров располагались под навесом и напоминали карету, а водитель находился в открытой, передней части автомобиля. Для того чтобы укрыть возниц от непогоды, была даже разработана специальная униформа водителя. Каждому из них полагалась фуражка военного образца и непромокаемый кожаный плащ. Со временем, когда внешность таксомоторов изменилась и возница пересел в салон, его от пассажиров стала отделять специальная перегородка. Все машины, предназначенные для частного извоза, по поручению правительства Франции были выкрашены в зеленый или красный цвет — чтобы отличаться на дороге.

Гони-ка к «Яру»!

«Вези меня, извозчик, по гулкой мостовой…» Песни, картины, литературные произведения были посвящены российским извозчикам. И было за что: это была высокопрофессиональная и востребованная услуга. Для них выделялись специальные места стоянок, они собирались в артели, имели собственный профсоюз и даже издавали журнал «Голос извозчика». В начале XX века у них появился серьезный конкурент: в 1907 году газета «Голос Москвы» опубликовала на своих страницах объявление о появлении на улицах города первого автомобиля-такси производства американской фирмы «Олдс-мобиль». Вскоре в крупнейших городах Российской империи параллельно с извозчиками функционировали несколько десятков таксомоторных фирм. Как правило, они обслуживали наиболее обеспеченных граждан. После революции 1917 года такси были признаны предметом роскоши и, как всякая частная собственность, конфискованы.

НЭП — революционное такси

Советское таксиВ годы хаоса, Гражданской войны и военного коммунизма частного извоза в стране не существовало вовсе. Положение изменилось во время НЭПа. Как известно, спрос рождает предложение, и одновременно с появлением первых зажиточных граждан в Советской России вновь появились такси. Первое время это были частные автомобили или таксомоторные компании, которыми владели как соотечественники, так и иностранцы. Однако советское правительство не захотело терпеть частников в таком доходном деле, и в декабре 1924 года Моссовет разрешил создать в городе первый в стране государственный таксомоторный парк. Не имея собственной автомобильной промышленности, советские власти запланировали приобретение 200 автомобилей «рено» и «фиат», и в начале июня 1925 года первые 15 автомобилей советского такси появились на улицах Москвы. Плата за проезд устанавливалась правительством и составляла 50 коп. за версту или 4 руб. 50 коп. в час. Новое средство передвижения, несмотря на явную дороговизну, быстро набирало популярность, и уже через год парк советских такси составлял несколько сотен машин.

С первых дней существования советское такси славилось дифференцированным подходом к своим клиентам. Если обычных граждан обслуживали в основном автомобили «рено», то гости «Интуриста» и элита страны, правда по более высоким тарифам, ездили на 6-цилиндровых «штайр». Но машин все равно не хватало! Ситуацию спасло соглашение между советским правительством и концерном Ford Motor Company 0 строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода.

От «Форда» до «Волги»

Все изменилось в 1934 году, когда в московское такси стали поступать автомобили отечественного производства ГАЗ-А. По сути, это был все тот же «Форд-А», но с открытым кузовом. С 1940 года началось массовое производство этих автомобилей, и численность таксопарка выросла до 3 445 машин. После Великой Отечественной войны в такси стали поступать ЗИС-110 М и «Победа» М-20. Кстати, впервые именно на «победах» в 1948 году появились знаменитые шашечки и зеленый огонек, сигнализирующий о том, что машина свободна.

Серьезно различался и тариф проезда на такси: на ГАЗе — 1 руб./км, на более респектабельном ЗИСе — 1 руб. 40 коп. В 1956-м появились первые ГАЗ-12 и «москвичи», а спустя 2 года и ГАЗ-21. Правда, лицом такси, навсегда запомнившимся советским гражданам, стали знаменитые «Волги» ГАЗ-24-01, которые выехали на дороги страны в 1970 году и более 15 лет верно служили гражданам СССР.

Дмитрий ТУМАНОВ

В бой на такси

Интересная история, связанная с французскими таксистами, произошла во время Первой мировой войны. В 1914 году немецкая армия прорвала линию французской обороны и приближалась к Парижу. Возникла неприятная ситуация, когда резервные войска из-за отсутствия транспорта не могли попасть на передовую. В этот момент французское правительство приняло поистине историческое решение: «подбросить» солдат до передовой на такси! Более 1 200 такси отозвались на призыв властей и, загрузившись солдатами, ринулись навстречу врагу. Более 6,5 тысячи солдат благодаря героизму водителей такси вовремя оказались на передовой. Атака немецких войск была отбита, а французы с тех пор шутят: «Если гуси спасли Рим, то такси спасли Париж».



, ,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,610 сек. Потребление памяти:10.37 mb