Вид с «Вершины горы»

Автор: Maks Июл 26, 2021

Утром 9 сентября 1977 года в небе над Санто-Доминго, столицей Доминиканской Республики, появились боевые самолеты без опознавательных знаков. Впрочем, правительство этой страны и так догадалось, откуда они могли прилететь…

Истребители с треугольными крыльями пронеслись на малой высоте на сверхзвуковой скорости над жилыми кварталами Санто-Доминго. Они прошли и над зданием правительства, отчего с его крыши сорвало антенны, а в окнах вылетели стекла. Вся столица Доминионы была охвачена паникой. А «авиахулиганы», пройдя над аэропортом и доками столицы, улетели в сторону моря.

«Постой, пароход…»

Этим авиационным маневрам предшествовали следующие события. В начале сентября 1977 года кубинское торговое судно Capitan Leo возвращалось из рейса в Анголу, куда доставило некие грузы для этой воюющей страны и для своего находившегося там воинского контингента. По некоторым данным, корабль попал в шторм и в борьбе с ним истратил значительное количество топлива. Чтобы пополнить его, Capitan Leo вошел в территориальные воды Доминиканской Республики.

Согласно другой версии, капитан кубинского судна просто захотел сократить свой путь и немного подкорректировал курс. В результате чего корабли береговой охраны Доминиканы задержали нарушителя и препроводили его в порт Пуэрто-Плата.

На судне был проведен обыск и обнаружено личное оружие экипажа — пистолеты и автоматы. Это удивления не вызвало — кубинцы доставляли грузы в опасный район, и их суда подвергались нападениям диверсантов. Однако в данном случае это стало поводом для обвинения моряков с Острова свободы в контрабанде, провозе оружия, якобы для снабжения им местных повстанцев, и шпионаже.

Безусловно, кубинцы в те годы активно помогали национально-освободительным движениям. Правда, в Доминикане им поддерживать было некого — это островное государство уверенно следовало в фарватере политики США. Так что задержание судна, принадлежавшего Кубе, стало просто изящным прогибом перед Америкой в надежде заслужить какие-либо дивиденды. Впрочем, от Вашингтона на это никакой реакции не последовало.

Не сердите команданте!

Зато Санто-Доминго пришлось иметь дело с рассерженной Гаваной. Поначалу Фидель Кастро старался решить инцидент миром, но доминиканцы настаивали на своей версии и требовали от Кубы извинений. Пойти на поводу у американской марионетки означало показать слабость и потерять лицо. Барбудос («бородачи», так называли кубинских революционеров) себе этого позволить не могли. Но и решить ситуацию по-хорошему не получалось. Время шло…

И тогда команданте вышел из себя. 8 сентября 1977 года он собрал совещание с представителями высшего командования республики. Обсуждался вопрос освобождения судна военным путем. Правда, лучшие бойцы кубинской армии — батальон спецназа МВД и другие элитные части — в то время сражались в Анголе, защищая ее от мятежников, которых поддерживала ЮАР. А действовать менее подготовленными специалистами значило рисковать, подставиться и вызвать очередную конфронтацию с США, чего не хотелось. Поддержка Анголы и так отнимала много сил и средств у Кубы.

И тут кто-то из представителей ВВС вспомнил, как 18 мая 1970 года, в ответ на задержание властями Багамских островов четырнадцати кубинских рыбаков, в воздух были подняты несколько истребителей МиГ-21. Они прошли на форсаже над столицей этого небольшого островного государства — Нассау, и в тот же день граждане Кубы были отпущены на родину.

Фидель Кастро принял решение о проведении секретной операции под характерным название Pico («Вершина горы»). Командовать ею поручили заслуженному летчику Острова свободы, полковнику Рафаэлю дель Пино.

Втайне даже от друзей

Кубинский МиГДля реализации плана вновь были выбраны реактивные самолеты МиГ-21 кубинских ВВС.

Они появились здесь еще в 1962 году во время Карибского кризиса. Около 40 МиГов из 32-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС СССР были доставлены на Кубу советскими кораблями. После урегулирования кризиса боевые машины оставили кубинцам. Это стало для них серьезным подспорьем, ведь теперь республика обладала сильнейшими ВВС в этом регионе, разумеется, после США.

МиГи были достаточно хорошо освоены, к тому же кубинцам в этом активно помогали советники из СССР, работавшие с ними на авиабазах.

В 1977 году в порядке ротации на Остров свободы вернулись из Анголы несколько опытных летчиков, которых там сменили молодые пилоты. Так кубинцы проходили боевую практику. Из их числа полковник дель Пино и набрал свою особую эскадрилью.

Дюжину истребителей втайне от советских советников ночью передислоцировали в отдельный ангар под предлогом ремонта. Там МиГи перекрасили, убрав опознавательные знаки ВВС Кубы. Одновременно оружейники смыли всю маркировку с подвесных баков, а также бомб и ракет для этих самолетов.

Отобранным летчикам поручили прибыть рано утром 9 сентября 1977 года к этому ангару, не объясняя зачем. Здесь состоялся краткий инструктаж, на котором присутствовал лично Фидель Кастро. Полковник дель Пино объяснил пилотам, что им необходимо устроить демонстративный налет на столицу Доминиканы, чтобы привести в чувство правительство этой страны и заставить освободить моряков. Если же демонстрация силы не поможет, тогда в следующем вылете на МиГи подвесят бомбы и блоки неуправляемых реактивных снарядов (НУРСы), и эскадрилья атакует стратегические объекты Доминиканской Республики.

Наш командир боевой…

Кстати, сам Рафаэль к тому времени имел солидный боевой опыт за плечами. Он сражался с режимом Батисты с 17 лет, воевал в партизанской армии Фиделя Кастро, дослужившись в ней до звания старшего лейтенанта. После победы революции стал летчиком и отличился во время отражения десанта в заливе Свиней в апреле 1961 года. Тогда дель Пино за три дня совершил 26 боевых вылетов и сбил несколько вражеских самолетов. Фидель Кастро провозгласил его «Героем Плайя-Хирон». Затем у него за плечами были учеба в советской академии ВВС и работа в кубинской военной миссии в Чили, командировки на войну во Вьетнам в качестве военного советника и в Анголу.

Кстати, из Африки он был отозван за чрезмерную лихость и независимость. Кубинским летчикам в 1975 году поначалу запрещали участвовать в боевых вылетах, пока они не изучат театр военных действий. Однако уже в ноябре 1975 года Рафаэль, не согласовав свои действия с Гаваной, на МиГе бросился на выручку окруженному кубинскому патрулю и спас его. Потом он самовольно сбил транспортный самолет, который вез оружие мятежникам. А вернули его домой после того, как, израсходовав горючее, полковник умудрился посадить свой истребитель рядом с одним из ангольских селений. И все бы ничего, но это оказалась родная деревня главного оппозиционера Жонаса Савимби, и что было бы с кубинцем, попади он в руки мятежников — догадаться нетрудно. Спасся полковник чудом. «Верните этого лихача домой!» — распорядился Фидель Кастро.

Теперь дель Пино отправлялся на новое боевое задание, ведя эскадрилью.

…Истребители без опознавательных знаков, нарезавшие с 10 часов утра круги над столицей Доминиканы, наделали здесь много шума в прямом и переносном смысле. Но противопоставить кубинцам было нечего — местные летчики отказались вступить в бой с нарушителями на своих древних поршневых самолетах F-51 Mustang.

К часу дня МИД Доминиканы связался с Гаваной, пообещав пересмотреть вопрос с задержанием кубинского корабля. Кастро требовал немедленно отпустить их судно. Санто-Доминго тянул с ответом.

На авиабазе к вернувшимся МиГам стали подвешивать бомбы и блоки НУРСов. Но в последний момент вылет отменили — с Capitan Leo сообщили, что судно свободно и идет домой.

Леонид ЧЕРНОВ

  Рубрика: Специстория 513 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,302 сек. Потребление памяти:9.68 mb