Садовник в пустынеСреди политиков, известных всему миру, Ян Смит занимает особое место. Для одних он - расист, палач и диктатор. Для других - альтруист, герой и человек слова. Кем же был этот человек на самом деле? После Второй мировой войны множество африканских стран, как по мановению волшебной палочки, стали получать независимость. Бывшие владельцы колоний - Англия, Франция, Португалия - в спешном порядке начали признавать новые государства, порой не считаясь с тем, что там не было и намека на жажду независимости. Но зачастую на это никто не обращал внимания. Бывшие хозяева, следуя моде, «отдавали» страны в руки политических проходимцев, коррупционеров и попросту глупцов, а те устраивали там такой кавардак, что население мечтало о возврате колонизаторов, как о манне небесной. Так было в Нигерии, Бурунди, Чаде, Судане, Анголе и других странах. Но в отношении Южной Родезии, которая фактически никогда не была колонией, британское правительство вдруг проявило непонятную принципиальность. Герой - и в Африке герой!Канувшая в Лету Родезия (сегодня эта страна носит «гордое» имя Зимбабве) была известна тем, что решающую роль в ее создании сыграли не официальные политические структуры, а воля одного-единственного человека. Этим человеком был Сесиль Джон Родс, премьер-министр британской Капской колонии. Он основал Родезию на свой страх и риск и, что немаловажно, на свои деньги. В 1923 году Южная Родезия вошла в состав Британской империи в качестве самоуправляемой территории. В этой патриархальной, тихой и вполне себе счастливой стране 8 апреля 1919 года и родился Ян Смит. Он был выходцем из семьи шотландских переселенцев. Жизнь на отцовской ферме вблизи горняцкого городка Селукве, что в 300 километрах от столицы Солсбери (ныне Хараре), была хорошо налаженной и основательной. Отец, разводивший скаковых лошадей и возделывавший землю, прививал детям (у Яна были еще две сестры) христианские добродетели: все добывали хлеб в поте лица своего, были честными и справедливыми. А то, что традиционное колониальное хозяйство принадлежало белым, воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Тем более что в Южной Родезии расовый вопрос никогда не стоял остро: белые вели себе сдержанно, коренное население не ущемляли, хотя все ключевые позиции были в руках белого меньшинства. До поры до времени всех это устраивало. Родезийцы - как белые, так и черные - любили свою страну. Ян Смит тоже был патриотом, и когда началась Вторая мировая война, он, как студент университета, имел полное право не идти на войну. Но Смит обошел закон, уехал в Британию, поступил на службу в британские ВВС и в течение нескольких лет геройски воевал с нацистами. Его самолет дважды сбивали, а однажды после падения самолета он чудом ушел от немецких карателей, прибился к итальянским партизанам, оттуда перебрался в Париж, и в конечном итоге снова оказался в Англии, где продолжил летать. Свою геройскую службу отчаянный храбрец закончил в Норвегии. И удивительное дело - спустя каких-то 10-15 лет этого несгибаемого человека, с беспримерным мужеством сражавшегося с нацистами за идеалы свободы, вдруг начали обвинять в национализме, расизме и прочих страшных грехах. И только лишь потому, что Смит, после войны с головой ушедший в политику, требовал, чтобы власть в Южной Родезии оставалась в руках белого меньшинства, поскольку данные люди, в силу множества причин, способны делать это лучше, чем черные! И эта честная позиция сделала Яна Смита врагом «прогрессивных» сил во всем мире. Бремя белого человекаПосле войны Смит окончил университет, купил ферму и женился на вдове с двумя детьми, которых усыновил. Однако неуемный темперамент и страсть, с которой Смит одинаково успешно брался за самые разные дела, привели его в политику. Ян Смит выдвинул свою кандидатуру в парламент от родного города Селукве и победил. Оказавшись на парламентской скамье, Ян Смит понял - это то место, где он может многое сделать для своих соотечественников. В начале 1950-х годов в родезийской политике появилось много людей, которые считали существующий строй несправедливым. Эти политики, рвущиеся к власти, ради собственной популярности готовы были отдать страну злобным, неумным, малообразованным авантюристам, лишь бы они представляли черное большинство. Но Смит был твердым и последовательным сторонником правления белого меньшинства и провозглашения независимости Родезии. Под его лидерством сформировался круг националистических активистов, преимущественно фермеров и плантаторов, которые в 1962 году основали Родезийскую парию реформ, а потом и Родезийский фронт. В 1964 году Ян Смит, которого знали и которому доверяли, стал премьер-министром Южной Родезии, а в 1965 году его Родезийский фронт победил и на выборах. Честный и искренний политик решил, что теперь можно осуществить давнюю мечту своего народа: 11 ноября 1965 года в 11:11 правительство Смита приняло Декларацию об одностороннем провозглашении независимости Южной Родезии от Великобритании! Смит и его сторонники ликовали. Они не подозревали, что их ждет! Мятежный премьерЯн Смит стал главой новопровозглашенного государства, а его сторонники заняли ключевые посты. У новой власти имелись все шансы построить эффективное и справедливое государство, тем более что и до этого страна развивалась неплохо. Так, власть на местах олицетворяло местное самоуправление, где племенные вожди и местные администрации умело решали проблемы. Уровень безработицы в стране был минимальным, приток рабочей силы извне - высоким, по уровню жизни Южная Родезия входила в пятерку наиболее развитых субэкваториальных африканских стран. Родезийская сельхозпродукция высоко котировалась как в Африке, так и во всем мире - мраморная говядина считалась деликатесом, вина соперничали с южноафриканскими, а чаем и табаком Родезия в избытке снабжала все соседние страны. Но как оказалось, для большинства влиятельных политиков, как правых, так и левых, главным были не уровень жизни, справедливость и развитие, а то, чтобы власть принадлежала черному большинству! Ведь белых было всего лишь 250 тысяч, а черных - 5 миллионов. Следовательно, большинство и должно было править. И Британия в лице премьера Гарольда Вильсона объявила действия Смита мятежом против короны. Левые повстанческие движения зимбабвийских националистов ZAPU и ZANU не признали родезийской государственности и призвали правительство Вильсона применить силу против «расистского режима Смита». Так как Смит провозгласил своей целью антикоммунизм, против его режима выступили Москва, Пекин и Пхеньян. Африканские леса наводнили военные советники, которые учили убивать боевиков ZAPU и ZANU, Москва и Пекин снабжали их деньгами и оружием. Политический строй Родезии объявили расистским и бесчеловечным, Яна Смита - палачом и диктатором, стране объявили бойкот и стали душить со страшной силой. Но потенциал государства был настолько высок, что даже жесткое эмбарго, наложенное на все области, не могло помешать развитию. Тогда боевики и их хозяева прибегли к тактике террора: они устраивали диверсии, снимали фильмы, в которых выставляли Родезию страной моральных уродов и бесчеловечных экспериментов. К концу 1970-х годов потенциал Родезии, окруженной со всех сторон врагами, стал иссякать. Правительство попыталось договориться с боевиками, допустив их к выборам. Это привело к тому, что вначале к власти пришел епископ Абель Музорева, а в 1980 году его сменил глава боевиков, бывший школьный учитель Роберт Мугабе. Ян Смит, теснимый со всех сторон, получил пост министра без портфеля, но потом был вынужден его оставить. Однако он сохранил свои позицию в парламенте, где люди продолжали ему верить, тем более что через несколько лет Мугабе сделал все, о чем предупреждал Смит: установил авторитарный режим, разогнал оппозицию и СМИ, разрушил экономику, сделав Зимбабве одной из беднейших африканских стран. Но Смит достойно выдержал все выпавшие на его долю испытания. Он не бросил предавшую его страну, не сбежал и не сдался. Он жил на своей ферме, где написал книгу мемуаров, и обрабатывал землю, утверждая свою правоту. Ян Смит скончался в 2007 году, успев увидеть, к чему приводит опьянение ложными идеалами и следование мертвой букве, а не живой мысли. Дмитрий КУПРИЯНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|