Рыцари восходящего СолнцаКазалось бы, про самураев мы знаем достаточно: воины-поэты, чей дух заключен в мече, а честь ценится превыше всего... Увы, но образ японских воинов, созданный популярными книгами и фильмами, изрядно далек от реальности. При внимательном рассмотрении практически все «общеизвестные» факты оказываются под сомнением. Слово «самурай» произошло от японского глагола «саберу», который переводится как «служить» или «поддерживать». Изначально они и были простыми вооруженными слугами при утонченных японских политиках и правителях. Самураи занимались «грязной работой» - пускали в дело оружие там, где оказалась бессильна дипломатия. Власти обеспечивали их всем необходимым для того, чтобы самураи могли не заниматься ничем, кроме совершенствования своего воинского искусства. Постепенно в Японии стали оформляться сильные самурайские кланы. Многочисленные правители Японии (а страна долгое время была разделена на множество враждующих феодальных княжеств) постоянно нуждались в их услугах. Так, в конце VIII века император Камму обратился к самурайским кланам с просьбой помочь победить «северных варваров» - народ айнов. С этого времени и началось восхождение самураев к власти. Короткий «золотой век»Чем сильнее и могущественнее становились самураи, тем больше привилегий они требовали для себя. Это, пожалуй, самый первый миф, который нужно опровергнуть - самураи были не хранителями Японии, а скорее ее главным дестабилизирующим фактором. В XII веке выделились два самых крупных самурайских клана - Минамото и Тайра, которые на долгие годы ввергли страну в череду междоусобных войн, сопровождавшихся крайней жестокостью с обеих сторон. Сначала верх взяли Тайра. В 1160 году их предводитель по имени Киёмори был назначен императорским советником. Это первый случай в истории Японии, когда представитель воинского сословия получил такой высокий придворный титул. А в 1167 году Киёмори стал уже главным министром. Так реальная власть попала в руки самураев, и выпустили они ее нескоро. Однако торжество Тайра длилось всего пару десятков лет. В 1180 году клан Минамото, возглавляемый Ёритомо, вновь поднялся против своих заклятых врагов. И спустя пять лет нанес им решительное поражение. Именно Минамотоно Ёритомо создал систему власти, которая существовала в Японии вплоть до XIX века. Он получил от императора титул сёгуна (главнокомандующего) и создал собственное правительство под названием «6акуфу». Раньше так называли ставку главнокомандующего на войне. Теперь же этот орган фактически решал все вопросы управления страной. А императорский двор сохранял скорее декоративные функции. «Период Камакура» (в этом городе размещалось бакуфу) по праву считается «золотым веком» самураев. Он продлился до 1333 года, и, пожалуй, самураи этого времени наиболее соответствуют идеализированному представлению о японских воинах. Именно в это время японские самураи впервые столкнулись с армией вторжения. Внук Чингисхана Хубилай дважды пытался завоевать Японию - в 1274 и 1281 годах. Однако ему это не удалось. Справедливости ради стоит сказать, что оба раза значительную роль сыграло не только боевое мастерство самураев, но и погодные условия. Мощнейшие тайфуны, погубившие большую часть монгольского флота, получили название «божественный ветер». По-японски - «камикадзе». Необходимые качества воинаПока клан сёгуна обладал самой мощной боевой силой, дела в Японии шли достаточно благополучно. Однако чем дальше, тем больше набирали мощь региональные феодалы. В конце концов Камакурский сёгунат был низложен, а страна снова оказалась ввергнута в пучину бесконечных войн между самураями. Наибольшего ожесточения эта борьба достигла к XV веку. А период с 1478 по 1577 год вошел в историю Японии под названием «Эпоха сражающихся провинций». При этом война главным образом кипела в глубинке. А в японской старой столице Киото близкие к бакуфу самураи упивались роскошью и предавались изысканным наслаждениям. Назвать их воинами можно было уже с большой натяжкой. Провинциальным же самураям воинского мастерства хватало с избытком, но вот понятия о чести у них практически отсутствовали. Война велась на выживание. И побеждал в ней отнюдь не самый благородный, а самый хитрый. «Честные люди встречаются лишь среди простолюдинов, для самурая же ложь и предательство - необходимая часть воинского искусства», - эту фразу сказал знаменитый самурай XVI века Акэти Мицухидэ. И свое циничное высказывание он подтвердил делом. Долгое время он был верным спутником объединителя Японии Оды Нобунаги, но в решающий момент предал его, чтобы захватить пост сёгуна. Окруженный войсками предателя, Ода Нобунага был вынужден совершить ритуальное самоубийство - сэппуку. Акэти же спустя пару недель был убит в сражении. Тем не менее до своей гибели Ода Нобунага успел разгромить самых крупных феодалов и объединить большую часть территории страны под своей властью. Однако помогло ему в этом отнюдь не традиционное самурайское искусство. Ода Нобунага известен в военном деле тем, что ввел массовое применение огнестрельного оружия. В некоторых сражениях до 30% его войска составляли аркебузиры. Особой меткостью вчерашние крестьяне, конечно, не отличались. Но залповая стрельба индивидуального мастерства и не требовала. Кстати, стоит разоблачить еще один популярный миф - что главным оружием самурая был меч. Фехтованию японские воины, разумеется, уделяли немало внимания. Но главным оружием воина всегда считался лук. Именно их богаче всего украшали, ими гордились, ими хвастались. И именно со стрельбы из лука начинался любой бой, а нередко - и поединок. Сёгун без титулаК концу XVI века Япония наконец была объединена. К власти пришел один из генералов Оды Нобунаги - Тоётами Хидэёси. Его биография лучше любых слов иллюстрирует, что представляли собой самураи того времени. Будучи сыном дровосека, он с детства мечтал стать самураем. И последовательно шел к этой цели. Начав свою карьеру как простой асигару (пеший солдат, вооруженный бамбуковой пикой), он довольно быстро выдвинулся за счет своего блестящего тактического мышления. Тоётами Хидэёси, как правило, описывают как чрезвычайно плохо образованного и тщеславного человека, обладавшего при этом прекрасными организаторскими способностями и железной волей. Благодаря этому его ценили все, кому он служил, так как знали, что этому человеку можно поручить любое задание и он его выполнит, не считаясь с жертвами и не брезгуя никакими средствами. Хозяев, кстати, Тоётами Хидэёси менял без колебаний, как только видел, что служба другому господину более выгодна. Это к вопросу о «беззаветней верности господину», которую якобы исповедовали самураи. В конце концов, он задержался на службе Нобунаге и не прогадал. Здесь он стал генералом. А после смерти господина фактически узурпировал власть и завершил объединение Японии. Сегуном официально он так и не стал - даровать такой титул сыну крестьянина было бы слишком революционным решением даже для тех неспокойных времен. Но все главные решения в государстве на протяжении восьми лет принимал сын дровосека. Карьеру, подобную Хидэёси, делали многие (конечно, не все добирались до таких вершин). А потому, по некоторым оценкам, в конце XVI - начале XVII века каждый пятый мужчина в Японии считал себя самураем (иногда не имея на это никаких прав). Проблемы мирного времениПосле смерти Хидэёси его род был довольно быстро истреблен вчерашними союзниками. Сёгуном стал Токугава Иэясу. Именно при сёгунате Токугава самураи стали самым привилегированным сословием в стране. Стремясь остановить размывание понятия «самурай», еще Тоётами Хидэёси строго запретил крестьянам владеть оружием и устроил так называемую «охоту за мечами». При Токугаве самураи получили новые многочисленные привилегии: они были освобождены от уплаты налогов, получали жалованье (кстати, как правило, не деньгами, а рисом), назначались на государственные должности. Законы сёгуната Токугава позволяли самураю на месте убивать любого простолюдина, который «неприличествующим образом ведет себя по отношению к членам военного класса». Меру «неприличия» самурай, разумеется, определял сам. Это приводило к тому, что простые японцы боялись самураев как огня - пережить встречу с ними удавалось не каждому. При этом сугубо военная функция самураев чем дальше, тем больше сходила на нет. Внешние враги Японию не беспокоили (тем более что с XVII века страна исповедовала политику полной изоляции от остального мира), внутренние междоусобицы прекратились. Отряды самураев главным образом использовались для подавления крестьянских восстаний. Но там особого умения не требовалось (учитывая запрет простолюдинам на владение оружием). А потому в документах того времени встречаются неоднократные жалобы японских феодалов на то, что их самураи почти не умеют обращаться с оружием, не знают военного дела, но при этом не признают никакой дисциплины. Как раз в это время для спасения сословия и стал формироваться образ «идеального самурая». Был составлен знаменитый кодекс бусидо, написаны трактаты о том, как правильно фехтовать и вести себя. Именно по этим книгам большинство представляет себе самураев, хотя все это было написано тогда, когда настоящие воины ушли в прошлое. Теперь меч действительно стал душой самурая - во-первых, он демонстрировал принадлежность к привилегированному сословию, а во-вторых, в моду вошли дуэли. Самураи увлеченно рубились друг с другом, иногда действительно показывая чудеса владения клинком. Однако большинство из этих чудо-фехтовальщиков ни разу не участвовали в реальном сражении, а некоторые даже не убили ни одного человека, оттачивая свое мастерство исключительно на тренировках. Призрак из прошлогоПостепенно нужда в больших отрядах самураев становилась все меньше. Так что многим приходилось становиться ронинами (самураями без господина) и искать пути пропитания. Некоторые нанимались телохранителями к тем, кто мог заплатить. Кто-то не брезговал ремеслом наемного убийцы. Многие просто становились разбойниками. Ну а кому-то приходилось податься в ремесленники или торговцы. Об их статусе самурая напоминал лишь меч, лежащий на красивой подставке в задней комнате. Самураи, которые смогли сохранить высокое положение, становились все более оторванными от реальности. Они совершенствовали боевые искусства, которые не выходили за пределы тренировочных залов. Упивались философией дзен-буддизма и тонкостями чайной церемонии. Упражнялись в каллиграфии и живописи. «Настоящий самурай» окончательно превратился в призрак из далекого прошлого. Это привело к тому, что во время реставрации Мэйдзи (реформы 1868-1889 годов) сословие было упразднено. Самураям запретили носить мечи (кроме официальных церемоний), перестали выплачивать жалованье и подчинили общим законам. Теперь самураи стали обычными помещиками или землевладельцами. Виктор БАНЕВ Лучший из лучшихОдним иp самых знаменитых самураев считается ронин Миямото Мусаси (1584-1645), который заслужил славу непобедимого фехтовальщика. Хотя и до, и после него существовали более прославленные мастера меча, да и сам Мусаси неоднократно говорил, что не считает себя лучшим воином, именно его имя, как правило, называют, когда речь идет о «самом лучшем самурае». Миямото Мусаси считается одним из создателей школы боя двумя мечами - длинным и коротким. Хотя он не первый начал использовать в бою два клинка одновременно, но именно его техника оказалась самой эффективной, и после него так стали сражаться многие. Также одно из великих достижений Мусаси - использование в поединках деревянного меча вместо стального. Одна из знаменитых легенд о Мусаси рассказывает, что однажды ему бросил вызов мастер меча по имени Сасаки Кодзиро. Переправляясь на остров, выбранный местом дуэли, Мусаси заметил, что забыл меч. Тогда он наскоро вырезал из запасного весла подобие тренировочного меча. Выйдя на берег, он двумя молниеносными ударами своей палки поверг противника на землю. При этом Мусаси прославился не только как боец. Он написал «Книгу пяти колец», в которой рассказывает о принципах стратегии, которые помогают победить в любом деле (не обязательно в войне). Кроме того, Мусаси занимался живописью и вырезал статуэтки из дерева. Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|