Беззвучный крик Бабьего ЯраМинувшей осенью в Киеве и других городах Украины вспоминали трагедию Бабьего Яра. 29 и 30 сентября 1941 года, вскоре после сдачи Киева врагу, в Бабьем Яру, урочище на северо-западе украинской столицы, расстреляли множество киевлян, значительное большинство которых составляли евреи... Трагедия Бабьего Яра не забыта и не будет забыта никогда. В те мрачные осенние дни 1941 года на мгновение была обнажена страшная изнанка человеческих душ, о существовании которой многие предпочли бы ничего не знать. «Все мы четко понимаем, что Бабий Яр - это одна из самых глубоких ран, одно из самых тяжелых воспоминаний о холокосте, это беспрецедентная в истории человечества катастрофа, о попытке физически истребить весь народ с корнями, углубленными в Библию», - сказал о развернувшейся 75 лет назад бездне президент Украины Петр Порошенко. «Каждый народ имеет право иметь своих мерзавцев»В Днепропетровске (или, как сейчас надо говорить, в Днепре) уже много лет успешно работает Украинский институт изучения холокоста «Ткума». При институте существует небольшой музей. Экспозиция, в ходе создания которой украинские специалисты консультировались с коллегами из находящегося в Иерусалиме знаменитого музея «Яд ва-Шем», рассказывает о различных, в первую очередь самых трагических страницах в истории евреев Украины. Конечно, здесь есть стенды, посвященные Бабьему Яру. Сотрудники института не скрывают, что в этой жуткой «акции» принимали участие и украинцы. Об этом, выступая в конце сентября в Верховной раде Украины говорил и президент Израиля Реувен Ривлин. Не обошел болезненную тему в своем выступлении и Петр Порошенко. Он процитировал одного из идеологов сионизма, уроженца Одессы Зеэва Жаботинского, который писал, что «каждый народ имеет право иметь своих мерзавцев». С этим трудно не согласиться. Но если судить по масштабам злодеяний, совершенных в годы Второй мировой войны бойцами ОУН/УПА, таких «мерзавцев» оказалось на Украине немало. В газете «Киевский вестник» от 26 февраля 1993 года некий Шкуратюк признавался: «Я горжусь тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев и членов ОУН и только 300 немцев». А вот цитата из другой газеты, которая издавалась так называемой «походной группой ОУН»: «Бой, который сейчас в Украине ведется, это святой бой!.. Украина покрывается и свежими могилами ее освободителей - немецких воинов. Украинский чернозем, политый так щедро кровью его сынов, пропитывается теперь еще и немецкой кровью. Без этой крови, без жертвы немецкого воина, без силы его оружия и без воли его Руководства святую украинскую землю топтал бы еще долго красный сапог большевистского профана... Наша задача - восстановить разрушенную жидо-большевиками украинскую национальную культуру». В Украине больше Праведников мира- К этой проблеме надо подходить объективно и всесторонне, - в один голос говорят сотрудники музея. - Да, украинские националисты участвовали в организованных гитлеровцами злодеяниях, но вместе с тем «Яд ва-Шем» присвоил звание Праведника мира более чем 2500 украинцам - людям, которые, рискуя жизнью, спасали евреев. Украина опережает здесь и Россию, и Белоруссию. Большинство украинских Праведников мира уже ушли из жизни. Но есть и те, кто здравствует и поныне. Например, минувшим летом посол Израиля в Украине Элиав Белоцерковский лично приветствовал Ксению Марковну Антипчук, сообщив этой мужественной женщине, что ей присвоено звание Праведника мира. Ксении тогда было 13 лет. Ее семья прятала еврейскую женщину с маленьким мальчиком. Кто-то об этом донес, в дом пришли немецкие солдаты. Мама мальчика сидела в шкафу, а Ксения взяла ее сына, спряталась с ним под печь и делала все, чтобы ребенок не плакал. Женщина затем ушла в партизаны, а мальчик остался жить в украинской семье, ему сделали новые документы. После окончания войны мама и сын снова встретились. И еще вот такая статистика. В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза был удостоен 2021 украинец, при этом на территории СССР до войны проживало чуть более 28 миллионов представителей этой национальности. По Белоруссии числа таковы - 299 и чуть больше 5 миллионов. Получается, что в процентном отношении среди украинцев Героев Советского Союза даже больше. А ведь Белоруссию справедливо называют республикой-партизанкой. Трагическая судьба поэтессыНо, повторим, не следует не замечать того, что многие украинцы переходили на сторону врага. Причины были разные. Всегда находятся люди, готовые служить кому угодно, лишь бы им самим было хорошо. Ведь в первые месяцы войны поражения Красной армии производили оглушительное впечатление. Немалой части жителей оккупированных территорий казалось, что немцы пришли всерьез и надолго. Но были и те, кто действовал, исходя из идейных соображений. Именно они публиковали статьи, которые цитировались выше. Кстати, отношения между руководителями нацистской Германии и украинскими националистами были неоднозначными. Среди лидеров Третьего рейха отсутствовало единое мнение относительно дальнейшей судьбы Украины. Так, рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг соглашался предоставить Украине независимость. Понятно, декоративную. Но все же... А вот рейхскомиссар Украины Эрик Кох был настроен решительно: «Мне нужно, чтобы поляк при встрече с украинцем убивал украинца и, наоборот, чтобы украинец убивал поляка. Если до этого по дороге они пристрелят еврея, это будет как раз то, что мне нужно... Мы народ господ и должны жестко и справедливо править. Я выйму из этой страны все до последнего. Мы должны осознавать, что самый мелкий немецкий работник расово и биологически в тысячу раз превосходит местное население». Вероятно, поэтому у перешедших на службу к «народу господ» украинцев судьба сложилась по-разному. Кто-то не имел никаких проблем с немецкими властями и в конце войны ушел вместе с оккупантами на Запад, а кто-то был ими расстрелян в том же Бабьем Яру. В этом отношении очень показательна судьба поэтессы Елены Телиги. Она родилась в Подмосковье, но в 1920-1930-е годы жила в Польше, потом в Чехословакии, затем снова в Польше. В декабре 1939 года Елена вступила в Организацию украинских националистов (ОУН). Поэтесса, как и многие члены этой организации, надеялась, что нацисты будут способствовать созданию украинской государственности. После провозглашения во Львове Акта восстановления независимости Телига переехала в Киев, где возглавила Союз украинских писателей, сотрудничала с редакцией газеты «Украинское слово», издавала еженедельник литературы и искусства «Литавры». В своих статьях она выражала надежду, что крушение большевизма поможет возрождению украинской культуры. Публикации в еженедельнике не нравились оккупационным властям, они не раз предупреждали поэтессу. В конце концов «Литавры» и «Украинское слово» были закрыты, а Елену Телигу арестовали. Вскоре в газете появилось такое сообщение: «С сегодняшнего дня украинская газета будет выходить в новом виде, под названием "Новое украинское слово". Крайние националисты совместно с большевистски настроенными элементами сделали попытку превратить национально-украинскую газету в информационный орган для своих изменнических целей. Все предостережения немецких гражданских властей относительно того, что газета должна быть нейтральной и служить лишь на пользу украинскому народу, не были приняты во внимание... Было произведено очищение редакции от изменнических элементов». 21 февраля 1942 года Елена Телига была расстреляна вместе с еще несколькими активистами ОУН. Возможно, это произошло в Бабьем Яру. Хочется верить, что трагедия в Бабьем Яру будет всегда напоминать то, что люди не имеют права на «расчеловечевание» ни под какими предлогами. Давид ГЕНКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|