Между молотом и наковальнейНе только ожесточенными боевыми действиями запомнилась Гражданская война. И вне поля боя творилось немало жестокостей, которые стоили жизни многим людям. Одна из таких страшных реалий - еврейские погромы. Эту тему порой предпочитают замалчивать или слишком упрощать. Но все не так-то просто. Как известно, в Днепропетровске находится самая большая в Европе синагога. А в украинском городе Умань похоронен один из почитаемых иудейских деятелей - рабби Нахман. И в то же время именно Украина известна как место массовых еврейских погромов, происходивших в период Гражданской войны. В этих событиях всякий, кто приходил к власти, как правило, видел лишь корни шовинизма и антисемитизма, отвергая ведущуюся с переменным успехом вечную «войну» города и села. Хотя начиналось все гораздо раньше. Кровавое похмельеЗапорожские казаки жили за счет войны. В результате чего в их карманах было, как говорится, то густо, то пусто. Многое из заработанного кровью в походах тратилось на горилку, женщин и веселье. Все эти утехи можно было найти в шинках - своеобразных «ночных клубах» того времени. А шинками владели в основном евреи. Когда деньги кончались, а «вечного праздника» все еще хотелось, в ход шло оружие, которым казак привык решать все свои проблемы. Деньги кончались часто и у многих. И тогда под похмельную казацкую руку попадали не только шинкари, которые отказывались наливать дармовую опохмелку, но и все еврейское население. О этих казацких «забавах» периода Богдана Хмельницкого упоминают в своих трудах известные украинские историки Михаил Грушевский и Дмитрий Яворницкий. Но погромы, учинявшиеся запорожцами, длились от силы несколько дней. Так же, как и поздние погромы, случавшиеся в царской России в 1881-1882 годах и 1905-1907 годах. Они носили совсем другой характер, нежели события во время Гражданской. Писатель-эмигрант Сергей Гусев-Оренбургский в своей «Книге о еврейских погромах на Украине в 1919 году», изданной в 1924 году в Петрограде, пишет: «Теперь это сплошное, непрерывное, перманентное бедствие... Теперь по ним (евреям), распластанным по той же украинской наковальне, ударяет не молот, не два, а все молоты, какие только работают на этой дикой и злой почве». В Гражданскую войну на Украине «молотов» действительно было много, но были ли все они виноваты в том, в чем их обвиняли? Без вины виноватыеКого только не винили в погромах! Известный деятель Украины того периода Симон Петлюра был убит в Париже в 1926 году. Как показал суд над его убийцей, непосредственным мотивом убийства была месть именно за еврейские погромы. Досталось за них и не менее известному «батьке» Нестору Махно и даже большевикам. Но Симон Петлюра в свое время успешно работал бухгалтером в одном из московских страховых обществ, владельцами которого были евреи. Симон Васильевич был настолько дружен с московскими страховиками, что те, по мнению некоторых, и финансировали его стремительный политический и военный взлет. Купеческая Москва якобы так хотела отомстить амбициозным, монархически настроенным, но не особо состоятельным политическим кругам Северной столицы - Петрограда. В «махновщине» же существовали даже отдельные еврейские роты. Что уж тут говорить о большевиках, руководители которых сплошь и рядом прятали свое еврейское происхождение за звучными псевдонимами... Совсем другая картина получается, если смотреть не на политические пристрастия, а на социальное положение участников самых жестоких погромов. Противостояние города и деревни имеет двание традиции. Город у крестьян ассоциировался с евреями, а евреи - с людьми, которые их так и норовят пустить по миру с нищенской сумой. По данным уже упомянутого Гусева-Оренбургского, 68% населения украинских городов относилось не к этническим украинцам, а к иным национальностям. То есть украинцы составляли лишь 1/3 городских жителей. А 59% (больше половины!) приходилось на две национальности - русских и евреев. В селе же, наоборот, лишь 17% людей не принадлежали к украинской национальности. Но не только по своему национальному составу город был чужим украинскому крестьянству. Город покупал крестьянский хлеб и продавал деревне свою продукцию. Если обратиться к вопросу, кто торговал продуктами крестьянского хозяйства в губерниях Украины, то обнаруживается весьма интересное явление. Этими продуктами торговали в некоторых районах Украины почти исключительно евреи. В Киевской губернии процент евреев, занимавшихся торговлей вообще (без специализации по товарам), составлял 75,8% всех торговцев. В Подольской - 90,6%, в Херсонской - 62,9%, в Екатеринославской - 40,2%. Просто какая-то национальная монополия получается! Бей своих, чтоб чужие боялисьПродукты, которыми они торговали, еврейские предприниматели покупали, конечно, у крестьян. То есть селянин, везя плоды своего труда в город или местечко, мог продать их зачастую только еврею. Чтобы жить и содержать свою семью, иудеям практически ничего не оставалось, кроме как заниматься торговлей. Ведь законы Росийской империи разрешали занимать даже незначительные должности в государственной службе исключительно лицам православного вероисповедания. В губерниях, где евреи составляли до 98% всех торговцев, классовый и групповой антагонизм находил свое выражение в безудержном шовинизме. Торговый капитал, разорявший крестьян низкими закупочными ценами на продукты сельского хозяйства, персонифицировался в сознании крестьянина в фигуре еврея-торговца. Который при этом обязательно был городским жителем. Для обиженного и раздраженного крестьянина уже было не так важно, что этот неправославный торговец мог жить и не в городе, а в местечке или даже рядом с ним по соседству, в одном селе. В силу вступали обезличеные и ничем не мотивированные категории «наш» - «не наш». Как показывает ход истории, национализм на земле Украины не приживается. Тому примером может служить провальная политика уже упомянутого Симона Петлюры, взявшего на вооружение лозунг «Нацiя вища чим класи» («Нация выше, чем классы»), и подхватившего его Степана Бандеры. Как ни странно, но лозунг Петлюры стремились насадить соплеменникам и руководители еврейской общины. Хотя в политических вопросах еврейская община Украины была довольно единой, это не значило,что такое понятие, как «классы», в ней отсутствовало. Далеко не все евреи занимались исключительно торговлей и жили достаточно зажиточно, чтобы вызывать зависть и стремления к погромам. Парадоксально, но факт - среди участников погромов были и евреи из числа менее обеспеченных. Михаил Кубанин в своей книге «Махновщина» так описывает один из погромов, свидетелем которого ему довелось быть: «Крестьяне хлынули в город со всех сторон. Начиная от подростков и кончая бородатыми стариками. Многие были вооружены косами, граблями, а то и просто палками. Еврейское население в панике попряталось. Многие нашли приют у христиан-интеллегентов. - Денег, денег, жиды! - кричал громче всех знакомый мне портной-еврей из ближайшего к городу села, громя скобяную лавку своего соплеменника-еврея на городском рынке». Вечная «война» города и села не закончилась на еврейских погромах Гражданской войны. Вперели были и продразверстка, и комбеды, и «раскулачивание», приобретавшее порой самые страшные и жестокие формы. Дальнейший ход событий доказал, что объектом своей ненависти сельские идеологи толпы могут выбрать любую нацию или явление. Марк РАППОРТ Страшная статистика Сведения о погромах до сих пор отрывочны и неполны. По разным подсчетам, всего в период Гражданской войны произошло от 887 до 1500 и более погромов. Их жертвами стали от 50 до 300 тысяч человек. Еще порядка 200 тысяч были ранены или искалечены.
Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|