Воздушные битвы

Автор: Maks Май 26, 2019

В Первую мировую войну впервые стала массово применяться авиация. Россия вступила в войну, имея на бумаге самый большой авиапарк в мире. Но лишь мужество русских пилотов не позволило немцам завоевать полное превосходство в воздухе.

Посмеялись, но не забыли

В 1890 году российские военные заинтересовались применением летательных аппаратов и учредили Отдельный воздухоплавательный парк. Но почему-то в его ведении оказались голубиная почта и сторожевые вышки.

Потом военные решили сосредоточиться на проблеме вооружения дирижаблей. Правда, их строительство в России началось в 1908 году, а до вооружения дело вообще не дошло. Тем временем военные в Англии, Франции и Германии уже имели в своем распоряжении аэропланы, способные развивать скорость до 140 км/час и с дальностью полета в 340 километров.

К счастью, авиацией заинтересовался родственник царя — великий князь Александр Михайлович. По его предложению военное ведомство закупило 10 аэропланов Фармана и Блерио. Пилотов к ним не нашлось — штатских авиаторов на военный полигон не допустили, а армейских еще не было.

Тогда Александр Михайлович начал искать офицеров, которые согласились бы поехать на стажировку во французскую летную школу. Но натолкнулся на сопротивление военного министра.

«Военный министр генерал Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах», — вспоминал великий князь. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», — сказал Александр Михайлович своему собеседнику.

У великого князя была возможность напрямую общаться с Николаем II. И царь дал разрешение на поездку в Париж офицеров, которых выбрал Александр Михайлович.

В общем, дело хоть и медленно, но сдвинулось с мертвой точки. Вот только военное министерство предпочитало закупать самолеты за границей.

Крылья из дерева

А между тем конструкторы Можайский, Сикорский, Григорович предлагали очень интересные решения. Однако промышленники наотрез отказывались возиться с авиационными двигателями, предпочитая закупать их за рубежом. Военные, в свою очередь, говорили: раз уж мотор мы покупаем во Франции, то проще и весь самолет брать там же.

При этом на вооружении российских авиаотрядов оказались разномастные машины: «Ньюпоры», «Фарманы», «Мораны-Солнье» самых разных модификаций, запчасти которых не подходили друг другу и не производились в России.

Не лучше обстояли дела с моделями отечественной сборки. Часто на них ставили не те двигатели, которые предусматривала конструкция, а те, которые удавалось закупить. Эти отступления приводили к авариям, в результате которых не только выходили из строя аэропланы, но и гибли пилоты.

Впрочем, абсолютной надежностью не отличался ни один самолет того времени. На постройку в основном шли дерево и фанера. При посадке ломались шасси, в воздухе не выдерживали резких маневров крылья из дерева.

В начале Первой мировой войны аэропланы не имели вооружения. Авиацию использовали для связи, разведки, аэрофотосъемки, в крайнем случае — для метания легких бомб или гранат.

К сожалению, российский авиапарк, впечатляющий по количеству машин, подошел к войне в плачевном состоянии. Многие самолеты находились в эксплуатации по два года, а это при ресурсе двигателей того времени означало, что далеко не все из них смогут даже взлететь. Не было ни одного ремонтного завода, а союзники с самого начала срывали сроки поставок двигателей и готовых машин.

Летающие крепости

Бомбардировщик «Илья Муромец»Первый же год войны дал мощный толчок развитию авиации. Но не только в России.

Талантливый российский конструктор Гаккель еще в 1913 году придумал синхронизатор для пулемета, при помощи которого пулемет мог стрелять прямо по курсу самолета через винт мотора. Но военные высмеяли эту идею.

Гаккель продал свое изобретение французам, которые уже в 1915 году создали настоящие истребители. Одна из таких машин упала на германскую территорию, и педантичные немцы скопировали синхронизатор. На русских же аэропланах пулеметы вели огонь через вращающиеся лопасти, оснащенные отражателями пуль. Винты быстро выходили из строя. Иногда в полете.

Инженер Ульянин в 1914 году предложил использовать для строительства самолетов примитивные дюралевые сплавы и защищать сиденье пилота стальным листом. Эта идея тоже получила отрицательное заключение. «Алюминий слишком дорог», — ответили Ульянину. Изобретателя затравили так, что ему пришлось перебираться в Англию, где его предложения воплотили в жизнь к 1916 году.

Больше повезло Сикорскому, предложившему революционную для того времени модель четырехмоторного тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец». Сначала он мог нести помимо экипажа в пять человек не более полутонны бомб, но к 1916 году конструкцию усовершенствовали.

Теперь это была настоящая летающая крепость, вооруженная шестью-восемью пулеметами и несущая 1500 килограммов бомб. Ничего подобного ни у одной воюющей страны не было. Всего в войска поступило 90 таких машин.

Воздушные налеты «Муромцев» поспособствовали падению австрийской крепости Перемышль. А в феврале 1915 года они парализовали доставку боеприпасов немецким частям, что остановило крупное наступление. В сентябре 1916 года был полностью уничтожен штаб германской 89-й пехотной дивизии. Даже в кризисный 1917-й год отряды бомбардировщиков продолжали успешные действия.

За все время войны противнику удалось в воздушном бою сбить только один самолет типа «Илья Муромец», да и то потому, что у экипажа кончились боеприпасы. Зато на счету «Муромцев» десятки уничтоженных машин врага.

Люди из стали

Русские летчики на фронтах не принимали в расчет техническое несовершенство своих машин. В 1914 году один пилот в среднем успевал сделать лишь три боевых вылета. А кто-то погибал и в первом. Не имея качественного вооружения, летчики придумывали другие способы борьбы в воздухе.

8 сентября 1914 года штабс-капитан Нестеров совершил первый в истории таран. Он рассчитывал ударом шасси своего самолета повредить крыло австрийского «Альбатроса», однако от столкновения получил повреждения и его «Моран». Аэроплан противника потерял управление и разбился, но при попытке посадить поврежденную машину погиб и Нестеров.

В начале 1915 года российское командование решило оснастить оставшиеся в строю самолеты легкими пулеметами «Мадсен», однако наш патрон не подходил под оружие датского образца. Нашим летчикам пришлось раз за разом применять тараны против вооруженного противника. 31 марта 1915 года капитану Козакову удалось этим приемом уничтожить немецкий самолет, а самому успешно посадить свой.

Немецкий ас фон Рихтгофен, сбивший за войну более 80 противников и прозванный Красным Бароном, говорил, что «самолеты у русских из дерева, но сами они из стали». И категорически не советовал коллегам, воевавшим на Восточном фронте, сближаться с неприятелем.

К осени 1915 года русские авиаторы разработали оригинальные приемы боя, которые не позволили немцам чувствовать себя хозяевами в небе. По предложению капитана Крутеня были созданы специальные истребительные отряды, которые перебрасывались на самые проблемные участки. Немцы, почти всегда имевшие превосходство в стычках «один на один», ничего не могли поделать, когда их атаковали группами.

В русской авиации запретили одиночные вылеты «на охоту». Даже патрулирование осуществлялось парами или тройками. Главной задачей истребителей стала защита тяжелых бомбардировщиков. Пилоты «бомберов», в свою очередь, придумали во время групповых вылетов при нападении вражеских истребителей принимать строй «уступом», поддерживая огнем друг друга.

Использование приемов группового боя снижало индивидуальную результативность русских асов (у самых успешных не более 21 победы), в то время как немцы и французы набивали статистику (на счету некоторых пилотов по 60, 70 и 80 побед).

Однако российская тактика помогала сохранить машины и жизни летчиков. Эта тактика легла в основу действий авиации СССР, США и Британии во Второй мировой войне. А немцы продолжили гоняться за результатами и в итоге проиграли войну в воздухе.

Борис ШАРОВ

 

  Рубрика: Военная тайна 279 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,325 сек. Потребление памяти:9.67 mb