Возродившийся из пепла

Автор: Maks Окт 19, 2022

В самом центре Лондона на вершине холма Ладгейт-Хилл расположен самый знаменитый храм Великобритании — кафедральный собор Святого Павла. В нем еще с раннего Средневековья находится резиденция епископа Лондона. Здание собора включено в национальный список памятников архитектуры первой степени, ведь это творение Кристофера Рена.

Рен начал работу над собором Святого Павла весной 1666 года. Изначально предполагалось, что он слегка отреставрирует здание и заменит основательно обветшавший купол. Здание, которое следовало слегка подновить, было построено еще в 1240 году, а строилось и вовсе с 1087 года, и, хотя систематически реставрировалось, но за столетия эксплуатации пришло в негодность.

Средневековая развалина

Это был очень даже внушительный собор — 180 метров в длину, 30 метров в ширину и со шпилем, вздымающимся к небесам на целые 150 метров. Он считался тогда чуть ли не самым длинным и самым высоким зданием такого рода в мире. В нем находились замечательные витражи и гробница святого Эрконвальда, к которой стекались паломники со всей страны, а большой и широкий церковный неф использовался как прогулочная зона — в соборе назначали встречи, обсуждали насущные вопросы как горожане, так и жители британских окраин. Недаром неф назывался лондонцами «променадом Святого Павла». А без своего собора они и вовсе бы не могли представить себе Лондон.

Но к 1600 году этот собор только чудом стоял на лондонской земле. Его сильно потрепали события английской Реформации, церковные реликвии были объявлены вне закона, а в 1549 году после зажигательной проповеди с «перекрестка Святого Павла», то есть с кафедры собора, толпа ринулась громить все, что в нем к тому времени еще уцелело. Потом и вовсе часть помещений переоборудовали в лавки, а часть совсем снесли, чтобы использовать дерево и камень для нового строительства — например, для шикарного Сомерсет-хауса.

Ко всему прочему в 1561 году сгорел и обрушился знаменитый шпиль. Якобы какой-то стекольщик оставил без пригляда горшок с углями, оттого и начался пожар. Последствия не удалось ликвидировать и к правлению Якова I, так что в 1620 году тот пригласил для реставрации архитектора Иниго Джонса, но закончить реставрацию так и не удалось: началась революция. В соборе теперь были конюшни, архивы использовали для растопки, вместо монахов по «променаду Святого Павла» ходили солдаты Кромвеля, и вообще циркулировали слухи, что тот собирается продать лондонский собор евреям, чтобы сделать из него синагогу. Словом, удивительно, что это чудо норманнской готики еще не рухнуло.

В 1660 году революционная эпоха схлынула, оставив пену в виде разоренных монастырей и разрушенных церквей. А на трон снова вернулись Стюарты, король Карл II пригласил для реконструкции старого собора Кристофера Рена. Тот обследовал сооружение и ужаснулся. Его вывод был безжалостным -проще снести. Он предложил хотя бы заменить церковную башню куполом, поскольку «башня от вершины до основания есть нагромождение разных деформаций, которые ни один разумный архитектор не возьмется исправлять ни за какие деньги». Королю ответ не слишком понравился, а Рен тем временем занимался другими проектами — строил церковные и общественные здания в Кембридже и Оксфорде.

Но весной 1666 года король снова призвал Рена и поручил ему разработать теперь уже проект купола собора. С оговорками, но 27 августа проект был одобрен монархом. Это была усмешка фортуны: через неделю никого уже не интересовал купол собора Святого Павла. 2 сентября, вскоре после полуночи начался Великий лондонский пожар. Пожрав все, что можно, он утих лишь 6 сентября. Сгорел практически весь центр города, в том числе и собор. Реставрировать было нечего. Восстанавливать нужно было треть Лондона.

Не хуже Рима

Собор Святого ПавлаКристофер Рен попробовал себя в архитектуре совсем недавно. Первые его опыты были встречены со снисходительным пониманием в среде духовенства — молодой человек пытался найти компромиссы, построить то, что хотел заказчик. Хотя Рен был превосходным рисовальщиком, архитектурой он занялся только по просьбе своего дяди, епископа Илийского. До этого Рен проявил совсем другие таланты — он был отличным инженером, умел работать руками и изготавливал научные приборы — например, усовершенствовал телескоп и спроектировал машину для шлифовки линз и зеркал, ставил медицинские опыты и первым в Англии сделал инъекцию в вену собаки, изучал движение маятника, изобрел прибор для измерения количества жидких осадков и прибор, который измерял сразу четыре погодных параметра — температуру, влажность, атмосферное давление и количество осадков, а также был членом Лондонского королевского общества по улучшению естественнонаучных знаний. Но так уж получилось, что строить новый собор Святого Павла и делать проект застройки сгоревшего Лондона пришлось именно ему.

К работам Рен смог приступить лишь в 1670 году, когда начался снос старого здания собора. Но дизайн нового сооружения несколько раз менялся — первый проект показался слишком скромным, второй напоминал греческую церковь и не устроил консервативное духовенство, третий, с двумя звонницами, был одобрен, но сразу после начала работ король стал вносить декоративные коррективы и затребовал такой же громадный купол, как на базилике Святого Петра в Риме. Желание короля — закон. И Рен возвел барочный собор с большим куполом, как и хотел монарх. Строительство отняло у него 36 лет жизни.

Собор в проекции получился в форме вытянутого креста и с большим куполом, под которым расположено три галереи: внутренняя, которую называют шепчущей, поскольку слово, сказанное шепотом в одном ее конце, становится слышно в другом, на нее ведет лестница из 259 ступенек; и две наружных — каменная, с колоннами, и золотая — с декоративным барьером.

Купол с крестом вышел, конечно, ниже прежнего шпиля — 111 метров, но не менее впечатляющим. По бокам главного фасада расположились готические башенки, между ними — двухярусный портик со сдвоенными колоннами. Неф архитектор сделал тройным, по сторонам нартекса расположил капеллы — часовню Святого Дунстана на севере и часовню Ордена Святого Михаила и Святого Георгия на юге. На северном и южном хорах расположились места для духовенства, служек, певчих и органа.

Новый собор размерами не уступал старому: хоть он и стал слегка короче (175 метров против 180 метров), но приобрел в ширине. Фонарь купола окружен пилястрами и расписан сценами из жизни Святого Павла. В основном собор был закончен в 1695 году, службы начались в нем в декабре 1697 года, но официальной датой окончания работ считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора. Правда, ему было уже 76 лет, и сам он на торжественное открытие не прибыл, но прислал своего сына — тоже Кристофера и тоже архитектора.

Знаменитые покойники

Внутри собор был украшен потолочными росписями Джеймса Торнхилла, скульптурами Гринлинга Гиббонса, выполненными из дерева и камня, металлическими решетками и перилами Жана Тижу. Впоследствии появились мозаичные панно, копии известных картин, современная скульптура.

Но посетителей привлекает не только богатство внутреннего убранства собора, но и его усыпальницы. Множество известных политиков, ученых, общественных деятелей нашли здесь последний приют — на северной стороне нефа восседает на бронзовом коне герцог Веллингтон, а в склепе покоится его тело. Рядом с Веллингтоном спит вечным сном лорд Горацио Нельсон. Удостоены скульптур, памятных табличек или хотя бы упоминания в общем списке множество публичных личностей — Александр Флеминг, открывший пенициллин, знаменитый полковник Томас Эдвард Лоуренс, больше известный как Лоуренс Аравийский, художники Генри Мур и Уильям Ллевеллин, композитор Артур Салливан, поэты Наум Тейт и Джон Донн. Целые мемориалы посвящены британским военным. Но первым «поселенцем» крипты был Кристофер Рен, строитель собора.

Его похоронили в марте 1723 года в юго-восточной части собора, позже рядом с ним оказались дочь, сестра и зять. Над погребением сын архитектора установил простую каменную плиту. Но в центре собора, прямо под куполом, на полу первого этажа есть круг из черного мрамора с такими словами: «В сем основании лежит архитектор сей церкви и города Кристофер Рен, проживший 90 лет не ради выгоды, ради общественного блага. Читающий сие, если ты ищешь памятник ему — взгляни вокруг себя». Не правда ли, славное место для могилы?

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Невероятные артефакты 310 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,316 сек. Потребление памяти:9.66 mb