Высокие технологии

Автор: Maks Авг 26, 2021

СССР, в отличие от нынешней России, торговал не только сырьем. Помимо нефти и леса, Страна Советов экспортировала станки, автомобили и даже целые заводы…

После Гражданской войны люди жили впроголодь — продовольствия не хватало. Но вопреки сиюминутной выгоде большевики взяли курс на индустриализацию. Спустя годы СССР оказался в числе лидеров мировой промышленности.

От зерна к автомобилям

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году британский историк Исаак Дойчер написал о нем статью в английской газете The Times: «Тем не менее, в течение последних трех десятилетий лицо России начало меняться. Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира. Это не было результатом чисто материального прогресса и организационной работы. Подобные достижения не были бы возможны без всеобъемлющей культурной революции, в ходе которой все население посещало школу и весьма напряженно училось».

Уже в начале 1950-х идеологические противники — США и Великобритания — признавали факт промышленных достижений некогда отсталой и аграрной страны. Хотя недавно закончившаяся Великая Отечественная война нанесла по экономике СССР сокрушительный удар. В отличие от США, которые на войне еще и заработали, наша промышленность восстанавливалась несколько лет. По сути, производство товаров на довоенный уровень вышло уже после смерти Сталина. Затем начался рост, который и позволил ежегодно увеличивать советский экспорт.

Конечно, в 1950-х Москва поставляла за рубеж преимущественно золото, лес, водку, меха и черную икру. Но уже в 1960-е в этот список начали попадать образцы машиностроения и автомобилестроения.

Советский автопром тоже давал немалую долю доходов для советского бюджета. КамАЗ, МАЗ, ЗиЛ, КрАЗ, ГАЗ поставляли грузовики по всему миру. Так, при строительстве тоннеля под Ла-Маншем англичане закупили партию самосвалов КрАЗ-256.

Автозавод КамАЗ выпускал грузовики двойного назначения: для армии и для «гражданки». Регулярно участвуя в международном ралли Париж — Даккар, КамАЗы 13 раз занимали первые места. Это было отличной рекламой на весь мир. И не случайно. По характеристикам КамАЗ был одним из лучших грузовиков в мире еще и потому, что его создали на базе грузовика из США International. А военное предназначение подкреплялось качеством от ВПК.

БелАЗ был очень востребован на западеДругой автопроизводитель БелАЗ, — выпускавший карьерные самосвалы грузоподъемностью до 200 тонн (!), в начале 1980-х умудрился «отжать» 50% мирового рынка самосвалов категории Ultra Truck. Притом что один такой автомобиль стоил сотни тысяч долларов.

Утерли нос англосаксам

Советские легковые автомобили тоже пользовались спросом за рубежом. И не только на Ближнем Востоке и в странах третьего мира. «Москвич», УАЗ, «Жигули» и «Лада» находили спрос в рафинированной Европе. Сегодня вызовет удивление факт, что «Москвич-412» хорошо покупали во Франции, Англии, Швеции, а в Бельгии его даже собирали из советских машинокомплектов.

Ради экспортной выгоды было изменено и первоначальное название машин ВАЗа — «Жигули». По одной из версий, название самарских гор у французов могло ассоциироваться со словом «жиголо». В итоге «Жигули» стали «Ладой», по имени славянской версии Венеры. Хотя в 1970-х о богине Лада знали лишь фольклористы. Гораздо правдоподобнее выглядит версия, что на английском lad звучит как «пацан» или «братан». То есть у британцев Lada звучала как пацанская тачка, притягивая будущего покупателя — парня с небольшими доходами. Так и вышло, в середине 1980-х ВАЗ достиг пика продаж в Англии.

Своего покупателя «Лада» нашла и в ФРГ. Да, она не могла конкурировать с «Мерседесом» и БМВ, но и стоила меньше. Экспортный вариант вазовских машин был собран качественнее, плюс западные дилеры украшали их умелым тюнингом.

Советский Союз активно продавал за рубеж и продукцию машиностроения. Комбайны, станки, металлургическое и нефтехимическое оборудование. Серьезную прибыль приносила продажа энергетического оборудования, предназначенного для тепловых станций и гидростанций. Но ведь такое оборудование не могло быть установлено на ГЭС и ТЭС, построенные по западным проектам. Все правильно — Союз сначала продавал проекты станций и заводов, а потом чаще всего и строил их.

Самый яркий пример — Асуанская ГЭС в Египте, одно из крупнейших гидросооружений в мире. А ведь это была не первая попытка обуздать Нил. К 1950-м годам XX века в Египте уже было построено несколько низконапорных плотин. Самую высокую — Асуанскую высотой 53 метра — построили еще в начале века англичане. В 1952 году британская компания «Александр Джиб» разработала проект Высотной Асуанской плотины. Стоимость создания ГЭС оценили в более чем 200 миллионов долларов, из которых 70% являлось кредитом США, а 30% — Великобритании. Но после национализации Суэцкого канала, объявленной президентом Египта Абделем Насером, англосаксы свернули сотрудничество.

Тогда египтяне обратились к русским и ничуть не пожалели. Новый проект разработал московский НИИ «Гидропроект», который за 11 лет реализовали советские строители. Тогда во всем мире стало ясно, что советские промышленные технологии ничуть не хуже западных, но куда менее разрекламированы и оттого дешевле.

Made in USSR

После такого яркого примера экспорта технологий Советский Союз не испытывал дефицита в заказчиках. Крупные ГЭС и ТЭС по советским проектам и с советским оборудованием были возведены в Сирии, Аргентине, Бразилии. К слову, в далекой Аргентине 30% энергетических мощностей до сих пор вырабатывается на станциях, построенных по советским проектам. В Бразилии похожая ситуация, там объем советских мощностей составляет 20%, но масштабы энергетического комплекса страны побольше аргентинского. В 1980-х Советский Союз помимо гидро- и тепло-станций стал предлагать иностранным заказчикам проекты и строительство атомных электростанций. Это было перспективное направление, учитывая, что АЭС дают самую дешевую энергию, а их оборудование и модернизация могли кормить советскую атомную отрасль на десятилетия вперед.

Помимо энергетических предприятий советские НИИ предлагали заказчикам проекты заводов в других сферах промышленности. Так, в индийском городе Бхилаи и пакистанском Лахоре СССР построил металлургический завод по одному и тому же проекту. И это были не единственные сталеплавильные предприятия, построенные советскими специалистами за рубежом.

В Гане с нуля был построен аффинажный завод для переработки золотой руды и сопутствующих редкоземельных металлов. Фактически этот завод стал бы для Ганы (или ее властей) настоящим Клондайком и островком коммунизма в Африке. Поэтому ЦРУ организовало смещение президента Ганы Кване Нкрумы и переворот. Новые власти отказались от индустриализации страны. Кроме этого, советские специалисты построили оловолитейный завод в Боливии, где располагались залежи оловянной руды, а в Перу — ферромарганцевый завод.

Стоит ли говорить, что социалистические страны Европы строили заводы по проектам и с участием советских специалистов. Например, все предприятия пищевой промышленности социалистической Югославии были созданы по советским лекалам.

Конечно, нет смысла отрицать, что доходы от нефти, а позднее к ней добавился газ, стали хорошим подспорьем для советского бюджета. Но следует помнить — СССР, невзирая на множество трудностей, долгие годы шел в ногу с прогрессом и только в последнее десятилетие своего существования начал отставать.

Лев КАПЛИН

УВЕРЕННАЯ ПОСТУПЬ

По данным Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, к 1987 году Советский Союз имел соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве с 84 странами, оказывал содействие в строительстве за границей более 5 тыс. предприятий, причем 3300 из них уже были введены в эксплуатацию.

  Рубрика: Назад в СССР 620 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,318 сек. Потребление памяти:9.67 mb