За права японок

Автор: Maks Янв 19, 2023

Комако Кимура прожила удивительную и долгую жизнь. Японская актриса сделала прекрасную карьеру в области искусств. Однако в историю она вошла в первую очередь как борец за женские права в Стране восходящего солнца.

Комако Кимура родилась 29 июля 1887 года в Токио в семье клерка. У нее были две старшие сестры. Семья жила в бедности — глава дома потерял все свое состояние. Это вынудило отца будущей суфражистки бросить семью и переехать на Тайвань, где он нашел новую работу. Но потеря отца не стала препятствием для этой женщины.

Юная бунтарка

Несмотря на тяжелый психологический удар и бедственное финансовое положение, девочка смогла получить образование. С трех лет она изучала нихон-буё — традиционный японский танец, который включает в себя множество жанров и течений. Также с пяти лет началось ее обучение актерскому мастерству. Комако Кимура освоила азы театра кабуки — одного из классических японских театров. В переводе с японского кабуки означает «песня, танец, мастерство», что говорит о разносторонности актеров, играющих на сцене.

Обучение театральным искусствам и танцам помогло семье будущего политического деятеля. Комако Кимура стала частью гастролирующего театра в Кумамото. Стоит отметить, что профессия танцовщицы в Японии конца XIX века среди девушек из уважаемых семей считалась неприличной. Несмотря на это обстоятельство, Комако Кимура оставалась в мире искусств, спасая семью.

Осуждение выбора неженской профессии было не единственным примером столкновения юной Комако Кимуры с традиционным укладом жизни японцев. К примеру, в 1901 году, когда девочке только-только исполнилось 14 лет, согласно нормам Страны восходящего солнца, мать решила выдать дочь замуж. Конечно же, спрашивать мнение танцовщицы о своем суженом никто и не собирался — это был классический брак по расчету. До дня свадьбы Комако Кимура ни разу не встречалась со своим женихом и понятия не имела, кто он такой. Юная бунтарка считала данную традицию пережитком прошлого. Поэтому будущая суфражистка сбежала из кареты, в которой ее везли на свадьбу.

Стоит сказать и пару слов о Японии того времени. Несмотря на старт европеизации после реставрации императора Мэйдзи в 1868 году — почти за 20 лет до рождения будущей суфражистки, Япония продолжала оставаться страной с крепкими традициями. Западная одежда, отмена политики изоляции, налаживание внешнеполитических связей, строительство железных дорог, появление телеграфов, подписание Конституции Японской империи и, как следствие, созыв парламента — все это проявления выдающейся политики Мэйдзи.

Однако невозможно было по щелчку пальцев превратить японцев — народ с древней и самобытной культурой, содержащей патриархальные и милитаристские начала, — в вестернизированных людей. Не говоря о том, что конкретно права женщин и в европейских государствах в конце XIX — начале XX столетия были в плачевном состоянии.

Женщина, в понимании многих жителей Страны восходящего солнца, должна была быть тихой и смиренной. Но ветер перемен постепенно проникал во все сферы жизни японского общества. Когда юная Комако посещала школу, учителя старались не только научить девочек быть традиционными японками, но и развивать в себе индивидуализм.

В школе будущая суфражистка много читала. Ее привлекали Гёте, Байрон, Метерлинк, Уайльд. Именно этих европейских писателей активно изучали в стенах японских учебных заведений. Кроме этого, на Комако Кимуру оказали огромное влияние работы шведской феминистки Эллен Каролины Софии Ки.

Театральная карьера

После окончания школы Комако Кимура не забывала о мечтах стать выдающейся актрисой. Однако необходимо было параллельно зарабатывать на жизнь, так как профессии танцовщицы и актрисы нельзя было назвать стабильными. Комако занимала должности первого телефонного оператора Кумамото, учителя, писала материалы в издания. Также ей помогал ее друг Кимура Бансаку — богатый производитель соевого соуса.

Комако КимураУ Комако Кимуры был роман с племянником ее приятеля, Кимурой Хидео — молодым человеком, специализировавшимся на религиоведении в Калифорнийском университете в Беркли, а позже работавшим медиком-эзотериком. В феврале 1908 года у Кимуры Хидео и Комако Кимуры родился внебрачный сын Седзи. Появление на свет ребенка сильно ударило по положению Комако Кимуры.

Так, она писала материалы для социалистического журнала Kumamoto hyoron. Но после того, как японское общество узнало о появлении на свет Седзи, ее имя сразу же перестало появляться на страницах печатного издания. Кроме того, Комако Кимура параллельно с работой обучалась в Императорской школе подготовки актрис. Однако ее выгнали, когда стало известно о рождении внебрачного ребенка.

В мае 1909 года молодая семья переехала в Токио, где они поженились. Осенью 1911 года у Кимуры Хидео и Комако Кимуры родился второй ребенок, на этот раз девочка. Вместе с домашними обязанностями Комако брала там уроки актерского мастерства. Однако прекратила, когда в 1912 году умерла ее годовалая дочь.

Несмотря на все трудности, женщина построила успешную театральную карьеру и даже основала свой собственный театр. Она добилась должности менеджера двух театров в Токио — Кимура Комако и Токиваза. Актерская биография суфражистки насчитывает 500 пьес. Японка часто играла роли главных героинь драм Уильяма Шекспира.

Комако Кимура говорила, что театр предоставляет актрисам шанс, которым в японском обществе не обладали жены, — говорить с мужчинами на важные темы и быть услышанными. Поэтому в своем театре она ставила пьесы, затрагивающие острые, на ее взгляд, социальные вопросы.

Судьба как будто подталкивала Комако Кимуру к политической деятельности. В 1912 году она основала движение «Ассоциация настоящих новых женщин». Ее союз с феминистками Миядзаки Мицуко и Нисикавой Фумико позволил создать журнал «Новая настоящая женщина», где продвигались идеи необходимости предоставления женщинам избирательного права.

Лидер суфражисток

В ответ на запрет журнала «Новая настоящая женщина», где Комако Кимура критиковала брак и ограничение лекций суфражисток в Японии, глава театра написала сценарий и сыграла главную роль в пьесе под названием «Невежество». Правительство требовало от нее вернуться к ролям кротких женщин, однако она не только не сделала этого, но и объявила свои идеологизированные спектакли бесплатными.

Комако Кимуру арестовали и судили. Во время процесса суфражистка сама выступила в роли адвоката. Благодаря хорошо развитому ораторскому мастерству ее оправдали, несмотря на явные нарушения цензуры. Этот судебный процесс принес ей известность в Японии.

О таланте японки говорит и то, что, приехав в США после суда, актерские навыки оценила зарубежная публика. Комако имела честь выступить в Карнеги-холле и на Бродвее.

Также Комако Кимура регулярно выступала с лекциями, пропагандируя идеи суфражизма. Актриса через свои публикации пыталась не только продвинуть политические идеалы, но и донести до женщин мысль о необходимости осознания себя как самостоятельных личностей, способных идти своим путем.

Она восхищалась американками, которые были более свободолюбивы, чем ее соотечественницы. Ей было интересно узнать о методах политической борьбы феминисток из США. Комако Кимура принимала участие в марше за избирательное право 27 октября 1917 года в Нью-Йорке в традиционном костюме, что сделало ее известной благодаря фотографиям в прессе. После этого шествия 6 ноября 1917 года состоялся референдум, на котором победили идеи суфражизма, — Нью-Йорк стал 14-м штатом, в котором женщины получили равные с мужчинами избирательные права.

За время визита Комако Кимура встретилась с первой женщиной — членом Конгресса Джанет Рэнкин, с президентом Вудро Вильсоном. Вернулась в Японию она в 1920-е годы. .

О дальнейшей жизни японской суфражистки известно очень мало. Она продолжила бороться за равноправие, издала «Учебник по искусству танца» и «Искусство Каннон», несколько книг о медитации. Комако Кимура продолжала вести лекции, движение суфражисток стало намного сильнее в Японии во многом благодаря ее деятельности.

Однако победа пришла к суфражисткам только после окончания Второй мировой войны — с 1945 года, согласно новому законодательству, японки получали право голосовать. Комако Кимура стала свидетелем реализации дела своей жизни. Суфражистка скончалась в 1980 году.

Филипп ТКАЧЁВ

  Рубрика: Женщина в истории 139 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,221 сек. Потребление памяти:9.33 mb