Избавительница от холокостаБиблейская царица Эсфирь в V веке до нашей эры спасла иудейский народ от истребления. Она стала для иудеев символом счастливого избавления от гибели и заслужила повествования в книге, получившей ее имя... Одна из частей Ветхого Завета повествует о подвиге Эсфири. Кроме того, в честь этого события в иудаизме учредили праздник Пурим. К сожалению, исследователи Библии и историки пока не нашли никаких серьезных доказательств того, что история Эсфири произошла в реальности. По всей видимости, это миф в жанре сказок «1000 и 1 ночи». Впрочем, на территории современного Ирана гробница Эсфири присутствует. Но даже доказанный факт существования царицы не говорит о том, что история спасения иудейского народа произошла на самом деле. Разборчивый монархИстория Эсфири - очень жизненная и, если можно так выразиться, человеческая. Конечно, иудеи воспринимают эту историю восторженно. Некоторые с грустью думают: найдись такая Эсфирь во Вторую мировую войну, не было бы холокоста. Грусть понятна. Но народ должны спасать не личная симпатия и не царская милость, а здравый смысл и смелость большинства членов общества. К сожалению, в жизни и сегодня часто все происходит так же, как в Книге Эсфири. Все началось с того, что персидский царь Артаксеркс решил найти себе новую жену. Тот, кого иудеи считают спасителем и разумным человеком, был жестоким правителем, а в отношениях с женщинами - просто самодуром. Его супруга, царица Астинь (Вашти), отличалась поразительной красотой. Муж гордился прекрасной женой. И вот однажды, на третьем году своего царствования, правитель затеял пир, который, по легенде, длился полгода. В один из дней торжества Артаксеркс пожелал, чтобы прекрасная Астинь исполнила танец перед гостями. По одной версии, она должна была плясать в парадном облачении, по другой - обнаженной. Но, в любом случае, своенравная царица наотрез отказалась развлекать гостей мужа. И тогда... Тогда суровый Артаксеркс то ли удалил ее со двора, то ли просто-напросто приказал казнить зарвавшуюся нахалку, посмевшую ослушаться супруга. Тогда такие вещи делались запросто. И никого уже не интересовала судьба независимой Астинь. Для острастки Артаксеркс издал указ, обязывавший всех жен слушаться мужей. Выпустил - и занялся поисками новой возлюбленной и спутницы жизни. В то же время в этом месте жил иудей по имени Мардохей. С детства он воспитывал родственницу-сироту, которую звали Гадасса. Эта девушка, в числе прочих, предстала перед придирчивым взглядом Артаксеркса. О том, как выглядела Гадасса, история нам никакой информации не оставила. Но на полотнах многочисленных художников, которых вдохновлял ее образ, Гадассу обычно изображали светло- или рыжеволосой. Почему? Одни исследователи считают, что древние иудеи в большинстве своем были блондинами. Другие полагают: иудейскую красавицу Гадассу Артаксеркс, ко двору которого привезли самых красивых девушек со всей Персии, должен был каким-то образом выделить. Может, она понравилась ему, потому что была блондинкой? Их на Востоке было немного... Единственным свидетельством ее внешней прелести остались слова о том, что девушка была «красива станом и пригожа лицом». Еще Гадасса отличалась кротким нравом и скромностью - в общем, ничего общего с наглой Астинь. И Артаксеркс женился на ней и прикипел к ней сердцем. И заменил он имя Гадасса на имя Эсфирь, что в переводе означает «звезда». Сложный исторический моментЛюбовь любовью, а положение новоиспеченной супруги при дворе было, мягко говоря, сложным. Не менее сложным, чем исторический момент. В 480 году до нашей эры иудеям разрешили вернуться в родной Иерусалим после Вавилонского пленения. Но многие остались в Персии, чем вызвали недовольство местного населения. Некоторые злобно возмущались: получается, иудеи завоевали персов, а вовсе не наоборот! Эсфирь - любимая жена царя - до сих пор не рискнула сообщить ему о том, что она иудейка. Вообще, в те времена «монаршие» супруги не встречались за ежедневным ужином. Артаксеркс мог вызвать супругу, когда ему это было надо... Однажды Мардохей случайно услышал разговор двух придворных-заговорщиков, которые делились друг с другом планом убить царя. Верный иудей донес на них Артаксерксу. Заговорщиков пытали, вырвали у них признание и казнили. Да, нравы в те времена были жестокие: или ты, или тебя... После этого царь приблизил Мардохея ко двору. В то время верховным вельможей при дворе был амаликитянин Аман, которого крайне раздражало неожиданное возвышение инородцев Мардохея и Эсфири. И он решил погубить их, а вместе с ними - и всех иудеев на корню. Аман с каждым днем становился все ближе и ближе к царю. Вот уже и остальным придворным было велено кланяться ему, как повелителю. И он решил, не теряя времени, расправиться с ненавистными врагами. А тут и повод подвернулся. Мардохей отказался падать ниц перед Аманом. Глубоко верующий иудей - он не мог кланяться никому, кроме Господа Бога. Но Мардохей скрывал свою веру. А Аман быстренько побежал жаловаться царю на непочтительного придворного. Он сообщил царю, что Мардохей - иудей. Гневливый Артаксеркс разозлился. И приказал уничтожить всех персидских иудеев. Аман специально «подзавел» властителя, говоря тому, что во всей империи, которая тогда простиралась от Египта до Индии, только иудеи нагло живут по своим законам и плевать хотели на царя. Конечно, Артаксеркс, мысливший имперскими категориями, мог бы казнить одного наглеца - Мардохея. Но на такие мелочи он редко разменивался. И отдал властитель приказ об уничтожении всех иудеев Персидской империи без жалости и пощады: и мужчин, и женщин, и стариков, и младенцев. «Владычество наше общее»Над иудеями нависла угроза уничтожения. И тут Эсфирь совершила беспрецедентный поступок. Зная, что ее ждет за это смерть, она решилась без разрешения прийти к Артаксерксу. Мардохей объяснил ей, что без ее помощи всему их народу суждена гибель в любом случае: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев». Эсфирь оделась в самый богатый свой наряд и отправилась к мужу, которого она до этого не видала примерно месяц. «Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лицо ее радостно. Но сердце ее было стеснено от страха». Увидев царя на троне, грозного и величественного, который бросил на нее злобный взгляд, она лишилась чувств. Неожиданно Артаксеркс, умиленный чувствительностью супруги, сменил гнев на милость. Он встал с трона и приобнял жену. Она открыла глаза, а муж спросил ее: - Что тебе, Эсфирь? Я брат твой. Ободрись, не умрешь, ибо владычество наше общее. И он коснулся супруги золотым скипетром, показывая, что он милует нарушительницу закона. Тогда Эсфирь пригласила Артаксеркса на пир в свои покои. Там влюбленный муж сказал ей, что она может просить его о чем угодно. И царица попросила: «Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и, если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей». Тогда Артаксеркс поинтересовался, кто же злоумышленник, который замыслил уничтожить племя, к которому принадлежит его любимая жена. Эсфирь сообщила, что это Аман. Тем временем Аман, воодушевленный указом царя, уже подыскал дерево высотой в пятьдесят локтей. На нем он собирался повесить непочтительного Мардохея. Но не тут-то было! Разъяренный Артаксеркс приказал вздернуть Амана на том самом дереве, которое интриган готовил для Мардохея. Так и было сделано. Вслед за приказом об уничтожении последовала его отмена. Иудеи по всей Персидской империи ликовали. На радостях вздернули еще и десятерых сыновей Амана... С тех пор на праздник Пурим иудеи наряжаются в карнавальные костюмы, разыгрывают пуримшпили - спектакли на тему событий, описанных в Книге Эсфири. Представители народа, у которого веками не было своего государства, ликуют, прославляя смелость Эсфири и справедливость Артаксеркса. Хотя, по большому счету, это история симпатий и антипатий. И ничего удивительного в ней нет: царю больше нравилась его молодая и красивая жена, чем приближенный, пусть даже тот, кого он считал верным и преданным. Кто знает, как сложилась бы судьба персидских иудеев, не будь Эсфирь молода и красива? Мария КОНЮКОВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|