История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Ахав, отвернувшийся от Яхве

По традиции, Ахав считается самым нечестивым и безнравственным царём Израиля. Если и до него израильские властители отступали от своей веры, то Ахав превзошёл их всех. На самом деле, конечно, это не так. Ахав был не лучше и не хуже других, но ему «посчастливилось» управлять государством в одно время с пророком Илией. Благодаря пророку тогдашний Израиль стал ареной борьбы за истинную веру.

После смерти царя Соломона единое Израильское царство разделилась на две части: Иудею со столицей в Иерусалиме и Израиль со столицей в Самарии. В Израиле запрещалось даже упоминать иерусалимских сородичей, не то что блюсти чистоту веры. Более того, царь Иеровоам попробовал вернуть Израилю языческие ценности и заменил Единого Бога двумя золотыми скульптурами молодых тёлочек: одну поставил в Вефиле, другую — в Дане. И все ради того, чтобы верующие израильтяне не таскались на богомолье в Иерусалим!

По просьбе Иезавель, царь Ахав воздвиг храм финикийскому богу Ваалу, заставив подданных приносить ему жертвы

Стена власти

Потомки Иеровоама тоже всячески оберегали сограждан от посещения Иерусалима. Их мучила даже возможность того, что расколовшиеся части единого государства захотят сплотиться снова. Это для них означало потерю власти. Отступление в вере было разумным политическим решением: для Иудеи Израиль стал страной язычников. Ахав, согласно Ветхому Завету, был восьмым по счёту царём и управлял Израилем с 873 по 852 год до нашей эры. Он был воспитан в вере своих предков, а предки благополучно забыли о Едином Боге. Само собой, для жителей Иудеи языческий царь Израиля был нечестивцем. Сегодня мы бы сказали, что израильский царь был скорее толерантен в вопросах веры. Когда он взял в жены дочь сидонского царя Иезавель, в Израиле тут же появился культ Ваала. Молодой царь даже велел насадить в столице дубовую рощицу и поставить там соответствующего языческого идола. Соседям из Иудеи жертвенник Ваалу казался кощунством. Хотя и в самом Иерусалиме с вопросами веры тоже не все обстояло гладко. Прежней чистоты и строгости уже как не бывало. В Израиле веротерпимость царя тоже очень не нравилась тем, кто продолжал исповедовать иудаизм. Особенно их возмутило, что в угоду жене Ахав решил сделать культ Ваала государственной религией. Так что должен был появиться истовый защитник единобожия. Он и появился — пророк Илия.

Пророчество Илии

Илия накладывает проклятие на Ахава

Илия родился в Фесве, на востоке Палестины. Он происходил из священнического рода и получил соответственное воспитание, вопросы веры были для него вопросами жизни. Свои дни он проводил в молитвах и рано получил видения, подсказки о будущем, которые всегда сбывались. Но Илии хотелось большего: он мечтал искоренить порок и наказать своими руками тех, кто не слышит голос Бога. Так что однажды молодой человек взмолился и попросил у Бога разрешения казнить тех, кто преступает запреты веры отцов. Особенно не нравились молодому Илии бесовские пляски вокруг идолов в Израиле. Ахав, не только не препятствовавший языческим жертвоприношениям, но и открыто перешедший в веру жены, стал для пророка врагом номер один. Так сказать, главным нечестивцем своего времени.

Ахава же вопросы веры интересовали только в одном отношении — политическом. Он был человечком амбициозным, мечтал расширить свои владения, приобрести славу отважного воина, наладить в стране порядок и привести её к процветанию. Так что появление в Самарии нового пророка, обещающего ему кару небесную, он воспринял на удивление спокойно и даже не пробовал поначалу его остановить — пусть говорит и пророчит все, что пожелает. Пророк пробился к царю и пытался уязвить того в самое сердце, но Ахав остался равнодушен.

Илия, считавший, что его устами говорит Бог, был возмущён, пришёл в ярость и проклял Израиль: не будет ни росы, ни дождя, разве что по слову моему! И не было в Израиле ни росы, ни дождя три долгих года. Пострадал не только Израиль, но и вся ближневосточная земля — засуха была, так сказать, мирового масштаба. Настал голод. Вымирали целые селения. Впрочем, сам Илия укрылся от напасти в отдалённом пустынном уголке на берегу ручья, и Бог питал его при помощи местных ворон — те приносили пророку хлеб и мясо по утрам и вечерам. Периодически он, так сказать, выходил со своего ручья в свет и обличал перед голодающим народом их отступившего от истинной веры царя.

На исходе трёхлетней засухи Илия встретился с Ахавом и потребовал организовать своего рода диспут о вере. Ахав, на жаловании у которого находилось множество жрецов, в исходе этого мероприятия не сомневался — почти тысяча мудрейших мужей государства должна была победить одного-единственного оппонента. Он велел жрецам прийти к жертвеннику на горе Кармил и призвал израильтян собраться по случаю этого события. Илия же потребовал сотворить чудо: зажарить жертвенного телёнка без помощи огня. Как ни молили жрецы Ваала поджечь дрова, послав молнию, ничего у них не получилось. Илия же приказал обильно полить жертвенное животное и дрова для костра водой, воззвал к Богу — и тут же вспыхнуло все: и мокрая жертва, и дрова, и даже камни и песок. После этого фокуса пророк велел собравшемуся народу схватить всех жрецов и предать их смерти. В одночасье царь лишился своих жрецов, и покорный народ вышел из повиновения. Впрочем, победившему в диспуте Илии пришлось бежать: царица приказала сыскать его и казнить.

Охота на отступника

В изгнании Илия мечтал поскорее искоренить род Ахава, но дожидался удобного случая. Посовещавшись с Богом, пророк узнал, что в израильском государстве назревает бунт. Окрылённые вестью о гибели жрецов правоверные иудеи готовы были восстать против своего царя. Бог сообщил и их численность — 7 тысяч человек, и имя их лидера — Ииуй, который должен будет после победы занять престол.

Впрочем, у Ахава были враги не только среди верующих. Началась война с сирийским царём Венададом. Тому даже удалось осадить столицу. Только грамотное ведение войны помогло Ахаву разбить осаждающих и обратить в бегство. Но сирийский царь не отступил. Он собрал новое войско и двинулся на Самарию. Ахав был мудрым стратегом. В этот раз он не только разгромил войско сирийского царя, но и взял его в плен. Венададу пришлось заключив с Ахавом мирный договор в обмен на собственную свободу. Пророк Илия тут же поспешил обвинить Ахава в нечестии: по его мнению, сирийского царя следовало казнить. Более того: он предрёк Ахаву, что тот заплатит собственной жизнью за жизнь спасённого им Венадада! Илия упирал на то, что Господь сам отдал сирийского царя в руки израильтян, но Ахав, освободив его, противопоставил свою волю воле Бога… Ахав, только что заключивший выгодный мир, этого обвинения понять не мог. А Илия выжидал нового случая, чтобы обрушить проклятие на голову Ахава.

Ахав взял в обычай расширять земельную собственность за счёт подданных. Царские земли росли быстро: по его приказу бывшие собственники соглашались на любое вознаграждение и предпочитали поселиться в другом месте. Правда, с виноградарем Навуфеем договориться не удалось, тот упёрся как бык. Ради присвоения полюбившейся чужой собственности Ахав пошёл на открытый обман. Он позволил жене распустить слухи о том, что Навуфей злословил по поводу царя и угрожал ему, — за это полагалась смертная казнь. Навуфея по приказу царя побили камнями. Илия поспешил встретить Ахава на дороге в только что присоединенный к царским землям виноградник и возвестил, что на том самом месте, где псы лизали кровь невиновного Навуфея, другие псы будут лизать царскую кровь, они же сожрут нечестивую Иезавель, и царский род будет полностью истреблён. Ахав поворотил коней, содрал с себя роскошные одежды и предался покаянию. Правда, скоро здравый смысл восторжествовал, и царь вернулся к государственным делам.

Через 3 года Ахав вступил в военный союз с иудейским царём. Накануне битвы с сирийцами тот пожелал получить благожелательные предсказания. Жрецы Ваала обещали победу. Но царь Иудеи пожелал услышать пророчество и от единоверцев. Пророк Михей обещал победу, но признался царю Ахаву, что того ожидают поражение и смерть. Битва при Рамофе была для союзников неудачной. Ахав в ней погиб, и псы действительно лизали кровь, текущую с его колесницы. Его вдова, Иезавель, случайно выпала из окна и была растерзана собаками. А оба сына царствовали недолго и не оставили потомков. Так что, как и обещал пророк Илия, род царя Ахава угас.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая