Юные годы ИисусаСовсем недавно верующие всего мира были обрадованы новостью о том, что английский археолог Кен Дарк якобы нашёл и раскопал в Назарете… дом Иисуса Христа. То есть не совсем Иисуса, а его родителей — Марии и Иосифа. Именно в этом доме прошли детские годы человека, создавшего христианство. К месту раскопок предполагаемого дома Христа предприимчивые жители Израиля уже начали организовывать паломнические туры. Но что нашли английские археологи и что мы знаем о детстве Иисуса Христа? Дом, в котором…В последние десятилетия имя Иисуса не сходит со страниц газет и журналов. Нет, к вере это имеет, пожалуй, весьма специфическое отношение. Публику не столько интересуют слова и дела основателя христианства (об этом легко можно узнать, прочитав канонические Евангелия), сколько, так сказать, интимные подробности его жизни. Например, обнаруженная случайно пещера с оссуариями (погребальными сосудами) израильтян, носивших целый список новозаветных имён, включая «Иуда, сын Иисуса», из захоронения, датированного началом 1-го тысячелетия, тут же превратилась стараниями прессы в неоспоримое доказательство того, что найден тот самый склеп, где погребли Иисуса и его семью. Вопрос, как быть с воскресением, при этом тактично обходился. После мирового бестселлера о тайной жизни Христа, сочиненного Дэном Брауном, публику особо порадовало, что в склепе нашлись жена Христа Мария Магдалина и плод их брака — тот самый Иуда. Так что известие о том, что в Назарете нашли дом родителей Иисуса, воспринимается людьми с той же объективностью, что и публикации о могиле семьи Иисуса. Однако — что же нашли английские археологи? Если судить по фотографиям с места раскопок — нашли явно не дом, а храм. Так что надежды верующих, что в этом сооружении обнаружатся земные следы Христа, не просто минимальны, а несбыточны. Даже если этот раннехристианский храм и был построен на каком-то памятном для людей того времени месте, то внутреннее устройство у него — как и у всех прочих храмовых памятников. То есть это место для молитвы, а не дом-музей с обстановкой и вещами покойного. Но самое смешное, что экспедиция Дарка не воспользовалась собственными изысканиями, а просто осуществила то, на что у прежних искателей дома Иисуса не хватило сил и средств. О существовании этого памятного места библеистам было известно почти 100 лет. А библеисты, впервые упомянувшие этот назаретский адрес, узнали о нём из текстов, написанных средневековыми искателями христианских реликвий — крестоносцами, которые, в свою очередь, ориентировались на сообщения живших до них богословов. Дарку просто удалось добиться финансирования раскопок. Девять лет археологи честно снимали земные пласты, теперь они обнажили древнее здание. Но не факт, что на месте этого строения был когда-то дом семьи Иисуса. А был ли мальчик?Впрочем, найти не могут и следов-воспоминаний о юных годах Иисуса. Евангелия по поводу детских лет молчат. Следом за рассказом о рождении мальчика-Бога и тяготах Марии и Иосифа, вынужденных бежать в Египет, идёт провал в 12 лет. Ни слова о том, как жил ребёнок, какие поступки совершал, какие науки осваивал, как к нему относились родители. Ни единого факта, ни единой живой картины — молчание. Только один раз евангелисты вдруг спохватываются и рассказывают, что в возрасте 12 лет Иисус удивил своей мудростью и познаниями священнослужителей в Иерусалимском храме. И опять провал, и молчание ещё на 18 лет. Можно, конечно, объяснить это молчание тем, что евангелисты были попросту незнакомы с биографией своего Учителя. Но неужели они так мало интересовались его прошлым, не расспрашивали о нём тех, кто знал его друзей, братьев, с которыми он жил под одной крышей, мать, которая о нём заботилась? Неужели они не задавали ни единого вопроса о земном детстве Иисуса?… Наверно, молчание было неслучайным. Неканонические Евангелия гораздо более откровенны. И хотя, конечно, апокрифические тексты создавались в разное время и среди них много поздних, но, в отличие от четырёх канонических Евангелий, они говорят об Иисусе-ребёнке гораздо больше. И рисуют даже вполне рельефный, пусть и не слишком благостный образ создателя христианства. «Евангелия детства» не просто упоминают какие-то факты, они изобилуют ими. Правда, фактами весьма специфического толка. Первый такой факт относится и вовсе к младенчеству. Когда одна женщина, ухаживавшая за только что родившей Марией, усомнилась в божественном происхождении ребёнка, стоило ей лишь прикоснуться к его матери, как она испытала страшную боль и увидела, что у неё отсохла рука. А уж когда семья вернулась из Египта в родной Назарет, то факты посыпались как из рога изобилия. Все жители города Назарета знали, что сына Марии и Иосифа лучше не злить. Всем, кто его рассердил, сверхъестественное существо тут же возмещало обиду сторицей. Особенно доставалось детям, с которыми Иисус играл. Разрушил один мальчик запруды из песка, которые построил Иисус, — и тут же ребёнок его умертвил. Только мольбы родителей, которые (вот ведь что интересно!) испугались, что их жизнь в Назарете станет невыносимой, заставили Иисуса воскресить нехорошего товарища детских игр. Всё было просто: взял его за ухо, приподнял, шепнул что-то — и воскресил! В другой раз какой-то мальчик, играя с Иисусом на крыше, упал оттуда и разбился насмерть. Естественно, зная, что было из-за разрушения песочных дамб и плотин, соседи сразу заорали, что Иисус сбросил несчастного с крыши. Тогда что сделал Иисус? Вернул ребёнка к жизни? О нет! Он подошёл к неподвижному телу, взял его за руку и велел отвечать, сбрасывали ли его с крыши! Вернувшись к жизни, ребёнок прошептал: «Нет, я сам упал». А Иисус, продемонстрировав свою непричастность, мальчика оставил. Само собой — мёртвым. Юный Иисус умел убивать и исцелять, раздвигать воды, носить воду в фартуке, избавлять от укусов змей, даже творить так же, как и его небесный родитель — живое из неживого. Однажды он слепил из глины и ила 12 воробьёв, взял каждую поделку в руку, дунул — и птицы взлетели к небесам. Жители Назарета были потрясены. Правда, не тем, что игрушечные пташки стали живыми, а тем, что Иисус оживил их в субботний день… Начав изучать грамоту, ученик Иисус не желал ни в какую запоминать буквы. Беднягу учителя он мучил тем, что заставлял объяснять весь алфавит сразу, показывая, чем одна буква отличается от другой. А когда учитель сделать этого не смог — прочитал старику лекцию об устройстве мира. Учитель признался, что думал взять себе ученика, а получил учителя. Вот таким сложным был ребёнок Иисус. В исламе и иудаизмеМусульмане Иисуса считали не богом, а всего лишь пророком. Но они-то не обошли детские годы своего пророка Исы стороной. Мусульманский Иса был с рождения наделён необычайными способностями. Он с самого рождения уже умел говорить. Всюду, куда двигалась семья Исы, следовали звери — дикие и домашние, и львы шли рядом с кроткими ягнятами, не пытаясь их пожрать. Иса одним усилием воли исцелял и оживлял, творил разнообразные чудеса — и ткани в одном чане красил в разные цвета, и доски вытягивал по нужному размеру, и детей превращал в козлят и обратно. О нём ходила молва задолго до 30-летнего возраста, когда он появляется на страницах христианских текстов. А вот иудейские тексты к Иисусу настроены крайне негативно. В знаменитом тексте «Толедот Иешу» рассказывается, что ребёнок родился не от Отца Небесного, а от насильника Иосифа бен Пандеры, который овладел благочестивой девушкой Мириам. И с детства Иешу проявлял самые гнусные качества — он был очень умён и совершенно аморален. С ранних лет он овладел искусством колдовства. Кончил иудейский Иешу плохо: его приговорили к повешению, но ученики выкрали его тело и объявили колдуна воскресшим богом. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|