История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Преображение господне

Праздник Преображения Господня приходится на жаркие летние дни, в пору созревания винограда на юге и яблок на севере. Недаром в народе его принято называть Яблочным, или Вторым Спасом. Яблочный Спас следует через несколько дней после Медового, или Первого Спаса. Это церковный праздник с длинной и сложной историей.

Все церковные праздники приурочены к событиям из жизни Иисуса Христа. Праздник Преображения исключения не составляет. Относится это событие к последнему году земной жизни Христа, и о нём подробно рассказано в канонических Евангелиях от Луки, от Марка и от Матфея.

Что празднуют в этот день?

Яблочный спас

Удивительно, но любимый ученик Иисуса Иоанн не обмолвился об этом случае ни словом. Остальные же евангелисты рассказывают, что однажды Иисус отправился на молитву на вершину горы и взял с собой троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна. И когда вознёс он молитву к Отцу Небесному, внезапно сквозь его земную плоть проступило Божественное сияние — его лицо воссияло как Солнце, а одежды стали белы как снег. А ещё с небес спустились пророки Моисей и Илия. Ученики страшно удивились и перепугались, стали заслоняться руками от нестерпимого света. Пётр, который тут же припомнил, что недавно Иисус обещал показать Царствие Божие во всей его славе, воскликнул, что ему здесь так нравится, что можно бы построить три шалаша — для Илии, для Моисея и для самого Иисуса, чтобы побыть в этом блаженном месте подольше. И только он это сказал, как с неба спустилось облако и прозвучал голос Отца Небесного, объяснивший ученикам, что Иисус — Сын Божий, и его им надобно слушаться. Потом облако растаяло, Илия и Моисей вознеслись, а Иисус с учениками отправились в обратный путь. Иисус попросил учеников сохранить этот случай в тайне от остальных, потому что ещё не пришло время об этом рассказывать. И добавил, что время рассказывать придёт, когда Сын Человеческий воскреснет из мёртвых. Ученики, конечно, не поняли, о чем Иисус им говорит. Но картина увиденного навсегда осталась перед их глазами. Воочию в тот день ученики лицезрели все три ипостаси Бога — преображенного сиянием Сына Человеческого, Святого Духа в виде облака и слышали голос самого Отца Небесного. Иными словами, они получили доказательство, что их Учитель не обманщик, а на самом деле Сын Божий. Именно это откровение, данное трём избранным ученикам, и празднуют христиане в этот день.

Это событие было важным и для западных, и для восточных христиан. Но в римско-католической церкви праздник особо не выделялся. Зато в восточно-христианской традиции он сразу попал в разряд наиболее важных. Особенно значимым он стал в 14-15 веках, когда православная церковь пережила сильное увлечение исихазмом (христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма). Преображение плоти Иисуса Христа стало тогда толковаться как возможное преображение любого праведника. Исихасты даже предлагали рецепты, как достичь желанного результата при помощи жёсткого поста и умной молитвы. А на иконах изображали внутренний свет, прорывающий обильными пробелами земную оболочку, зелёную мандорлу, окружённую сиянием («славу Христа»), и нестерпимо белые одежды Иисуса. Считалось, если душа человека достигнет полной праведности, то Божественный свет преобразит и человеческое тело. И с праведниками такое бывает не только после смерти, но и в земной жизни. А некоторые средневековые богословы считали, что Преображение состоялось не только для учеников Иисуса, но и для всего человечества: в этот момент Иисус избавил людей от первородного греха и стали они вновь сотворёнными по образу и подобию Божиему.

Февраль или август?

Если следовать Евангелиям, то Преображение Господа случилось во время его путешествия с учениками из Кесарии в Иерусалим. Евангелия точно называют дату этого события — за 40 дней до иудейской Пасхи. То есть за 40 дней до казни Иисуса. Известно, что иудейская Пасха приходится на 14 нисана (у христиан это плавающая дата, в марте-апреле). Следовательно, евангельское Преображение произошло в феврале. Однако церковный праздник закреплён за 6-м днём августа (19 августа — по новому стилю). Хронология была нарушена ещё в древности: если точно следовать череде событий, то праздник попадал точно на Великий пост, чего допустить было никак нельзя. И праздник перенесли, приурочили его к концу лета. Для перенесения Преображения на август имелась ещё одна немаловажная причина. Язычники, с которыми христианская церковь активно боролась, очень любили отмечать начало сбора урожая. И этот языческий праздник искоренили с помощью Преображения. И подменили языческие традиции христианскими: в церквях стали освящать созревающие плоды.

Божественный свет, который увидели ученики, стал называться иначе Фаворским. Именно Фавором именовалась в древних текстах та гора, на которую отправились они молиться. В 4-м веке, когда мать императора Константина отправилась в Палестину возводить церкви и монастыри для только что утверждённой государственной религии, она основала на этой горе монастырь. Место было очень удобное: недалеко от Назарета с тамошними святынями, не слишком высоко для паломников — всего 588 метров. Да и до самого Иерусалима и Голгофы рукой подать. На протяжении столетий никто в месте излития Фаворского света не сомневался — конечно, та самая гора, где испокон веков стоит монастырь. Но пришли новые времена и новые толкователи новозаветных текстов и церковного предания. Они кропотливо изучили эти тексты и предания, и огласили свой вердикт: Иисус молился вовсе не на горе Фавор, а на горе Ермон. Во-первых, эта гора почти вчетверо выше Фаворского холма (2184 метра). Во-вторых, на ней зимой частенько лежит снег, а Иисус её посетил в феврале, — и снег точно был, недаром одежды Христа сравнивают со снегом. В-третьих, последнее путешествие Иисуса с учениками — это его путь на Голгофу, и начинаться этот путь должен на севере, а завершаться на юге. Гора Ермон стоит на севере. А Фавор — почти на юге. Императрица Елена плохо вникла в суть вопроса и перепутала горы. Такова современная точка зрения на местоположение горы Преображения. И все бы хорошо. Только что делать с Фаворским светом? Именовать его теперь ермонским светом?!

«Облистать его светом»

Праздник Преображения выпадает на Успенский пост, поэтому он проходит в торжественной и строгой обстановке, без языческого веселья и обильного застолья, поскольку в пост нельзя есть яйца, мясные и молочные продукты, а также рыбу. Но в этот день верующим делается уступка — есть рыбу им разрешается. Люди приходят в храм с созревшими яблоками, которые торжественно освящаются после литургии. По обычаю до праздника Преображения яблоки нельзя даже пробовать. Такой запрет объяснялся очень просто: яблоком сатана соблазнил праматерь Еву, и есть яблоки можно только после «священной обработки». Также всегда считалось, что освящённые яблоки помогают больным восстановить силы.

В русских сёлах другим земным плодом, которым щедро одаривали друг друга, был горох. А на юге, где созревает виноград, в храмы торжественно несли спелые виноградные грозди, а потом давили виноград, чтобы получить вино нового урожая.

Своеобразно отмечают этот праздник в Армении. Там принято выпускать в небо белых голубей, которые одновременно символизируют и смирение верующих, и чистоту их душ, и сияние Фаворского света, и даже окончание Великого потопа.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая