История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Когда воззовёт Господь

Люди всегда задумывались, что ждёт их после смерти — конечный это пункт назначения или же есть надежда вернуться к новой жизни, и какова будет эта жизнь, и где? И что нужно сделать, чтобы эта новая жизнь была наслаждением, а не чередой страданий и мучений? Каждая религия решала этот вопрос по-своему.

Вера в воскресение из мёртвых — не изобретение христианства. Правоверные иудеи тоже верили в бессмертную душу, будущую жизнь, существование ада и рая, Страшный суд, войну сил света с силами тьмы и в то, что в конце времён мертвецы обязательно поднимутся из могил: праведники получат вечную жизнь, а грешники — вечное страдание.

Ветхозаветные представления

Особенностью ветхозаветного восприятия мира было то, что сразу после смерти все попадали в преисподнюю и там ожидали конца времён: сразу попасть в рай было невозможно, а живыми на небеса были взяты только Енох и Илия. Даже праведники Авраам и Моисей — и те пребывали в вечном иудейском зале ожидания. Они умерли, но ещё не были воскрешены. Сам процесс воскрешения в Ветхом Завете рисовался как эпическая картина всеобщего восстания из праха: могилы отверзаются, кости соединяются с костями, одеваются плотью и шествуют к месту Страшного суда, чтобы получить новую жизнь. Так этот процесс описывал, например, пророк Иезекииль. У иудаистов не было таких изощрённых правил сохранения тел и телесных органов, как в соседнем Египте, не было и особых ритуалов погребения, и детальной росписи странствий души по загробному миру, но тела они не сжигали, а погребали: кости обязательно соберутся в пригодный для восстановления скелет, а пепел — вряд ли. Словом, они поступали по правилу: были бы кости, а мясо нарастет. После смерти, в час икс, когда возвестит труба, свершится Божий суд, будет новая земля и новое небо, и мертвецы воскреснут. Правда, саддукеи — единственные во всем Израиле — в воскресение мертвецов не верили. Но у остальных и тени сомнения не возникало: конечно же, воскреснут. Ещё они верили, что придёт Мессия, который первым умрёт и воскреснет, показав пример всем остальным, ожидающим своей очереди на новую жизнь в возрождённом теле. Секрет воскресения в том и был, чтобы бессмертную душу поместить в пригодное для новой жизни тело. Эллинский философский бомонд эту иудейскую тягу к материальным телам не слишком понимал. Заморские философы утверждали, что бессмертной душе материальное тело нужно примерно так же, как лучу света — ветхая тряпка. Но иудаисты крепко держались за старые кости: уж если воскресать — так из собственного праха.

Тот, единственный

Воскрешение Христа

Почему же тогда с таким неприятием иудаисты слушали уверения учеников Христа, что их Учитель умер и на третий день восстал из мёртвых, — ведь вера в возвращение к жизни после смерти присутствует в Ветхом Завете? По самой простой причине: это случилось не в конце времён. Причём в отдельные воскрешения умерших самим Иисусом и его учениками те же самые люди вполне себе верили. И в воскрешение Лазаря, и в воскрешение дочери Иаира, и в воскрешение сына вдовы. Они ведь были воскрешены не к жизни новой, а к жизни старой — то есть, очевидно, тела не претерпели радикальных изменений. Что произойдёт с телами при правильной трансформации, Иисус показал трём избранным ученикам на горе Фавор, когда его человеческое тело наполнил нетварный свет Божественной природы, — это и есть по сути то новое соединение тела и души, которое даст обновленное духовное тело. Дабы таковым обзавестись, нет ничего проще. Как сказал Учитель своим последователям: «Верьте в меня». Христиане верили. Причастие, которое они получали от своих священнослужителей, было для них истинной плотью и кровью Христовой, а не опресноками с вином. И в воскресение Иисуса из мёртвых они тоже верили безоговорочно. Правда, поверили не сразу и не все. Фоме, например, чтобы уверовать, требовалось вложить пальцы в дыры от гвоздей, а Магдалине — обхватить ноги Иисуса. И то тело, которого они старались коснуться, было совершенно не эфирным. Процесс воскресения, конечно, наделал много шума. Иудаисты доказательства воскресения Иисуса не воспринимали всерьёз. Одни считали это воскресение ловким фокусом, другие — массовой галлюцинацией, третьи — халтурно проведённой казнью. А уж заверения христиан, что Иисус своей смертью искупил первородный грех и даже успел спуститься в преисподнюю и вывести оттуда праведников и спасти патриархов, считали полноценной ересью. И всё потому, что не наступили ещё последние дни, не сошлись в последней схватке силы тьмы и силы света, не пришло время Страшного суда. Но у христиан сомнений не было. Доказательства воскресения они разложили по полочкам.

Доказательства и сомнения

Сначала доказательства базировались на простой очевидности: все видели Иисуса на кресте, все видели, как римский солдат пробил ему копьём бок и истекли кровь с водой, все видели, как в итоге тело обмякло и больше не дрогнуло. Все знали, что потом тело отнесли в гробницу, покрыли пеленами, умастили благовониями, положили на каменную плиту, а вход в гробницу потом завалили тяжёлым камнем. И вот — камень отвален от входа, гроб пуст, а пелены размотаны. Исчез. А потом стал являться — сначала Марии Магдалине, потом другим ученикам. Причём Мария сперва приняла его за садовника, Лука и Клеопа — за незнакомого путника, другие апостолы — за бестелесного духа, поскольку он прошёл через запертую дверь, и т.п. Ученики узнавали его не сразу, а когда узнавали — пугались. Но постепенно привыкли. А он со временем становился все более и более узнаваемым. Длилось это посещение учеников 40 дней. Потом он вознёсся на небо. Многие из учеников получили дар возвращать людей к жизни. Однако речь не шла о всеобщем воскрешении, только об отдельных случаях (очевидно, для наиболее явной демонстрации преимуществ новой веры).

Всеобщее воскрешение, как и в иудаизме, обещалось всем крещеным во Христе в конце времён. Апостолы патетически восклицали: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Вот и все доказательства. Если веришь в Христа — веришь и в воскресение. А не веришь в воскресение — не веришь и в Христа.

По христианскому пониманию после смерти душа не умирает, истлевает только тело. Но по истечении времён Бог возвратит бессмертному духу и обновленное тело. Он создал людей по своему образу и подобию, и жилище их на небесах. Им дарована вечная жизнь. Смертные тела обязательно будут воскрешены духом, который пребывает в них. И земные страдания перед этой вечной жизнью не имеют никакого значения. Потому что Бог воскресит всех, и смерть исчезнет. Но для праведников воскресение будет обещанием счастья и воздаяния за тяготы и труды, которые человек испытал в прежней жизни, а для грешников оно будет хуже смерти, потому что они будут обречены на вечные муки. Мученики, перенёсшие особые страдания, погибшие за веру, получат, так сказать, досрочное воздаяние — они тысячу лет будут пребывать с Христом, окажутся на небесах вне очереди. Остальные праведники, не испытавшие таких страданий, воскреснут только по истечении тысячелетия. В конце времён будет второе пришествие Христа. В конце дней будет суд над всеми, и каждый получит воздаяние по своим делам. Праведники получат вечную жизнь в обновлённом духовном теле, а нераскаявшихся грешников и злодеев поглотит огненное озеро.

И это наказание будет тоже длиться вечно.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая