История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Устная Тора

Как известно, все законодательные системы изначально исходили из обычаев, традиций и устного права. Так формировались правовые системы Греции, Рима, Ассирии, Вавилона, Египта и других государств древности. Израиль и Иудея не были исключениями. Законы иудеев дошли до наших дней в тексте их Священного Писания (Танаха). Но была у иудаистов еще и Мишна -своеобразная рекомендация по практическому применению.

Сегодня сложно понять, зачем при наличии Священного Писания, известного христианам как Ветхий Завет, и Талмуда (Письменной Торы) создавать такое дублирование, как Мишна. Ведь, по сути, в Письменной Торе содержится все то, что имеется и в Мишне. Однако по традиции считается, что на горе Синай Бог дал Моисею не только Пятикнижие (Тору), но и Шестикнижие - Мишну. Если Пятикнижие и Танах содержат много мифического, онтологического и событийного материала, то Мишна ориентирована на систематизацию религиозных законов. Якобы со времен Моисея эти законы и мысли мудрецов об их применении в судебной и храмовой практике передавались только изустно. И по преданиям, Мишну Моисей получил в добавление к Торе для того, чтобы объяснить то, что было в Торе непонятным или недосказанным.

Этапы изучения

Само слово «Мишна» означает «заучивание, повторение». Мишна училась наизусть, для удобства существовали такие способы облегчить запоминание, как чтение речитативом или пение. Мы, конечно, не знаем, какой была Устная Тора во времена Моисея, но, конечно, до появления письменности законы могли существовать только в изустной форме. Другое дело, что потом они были записаны в Танахе, а Мишна, и еще позже Талмуд стали своего рода изъятием всего законодательного материала и записью его в едином кодексе.

Причем Устная Тора была записана в эпоху, когда Иудея превратилась в обычную римскую провинцию, когда уже набирало силу новорожденное христианство. Появление последнего и стало спусковым механизмом для записи этой Устной Торы - Мишны. Иудаисты чувствовали себя обкраденными: христиане умыкнули у них не только Мессию, превратив его в Сына Божьего, но и священную книгу Танах, превратив ее в христианский Ветхий Завет. И даже отняли десять заповедей, сделав их основой христианской морали.

А если учесть, что и проклятые язычники-римляне изо всех сил старались унифицировать иудейскую правовую систему и лишить людей национальных отличий, а священный закон превратить в гражданский, то появление Мишны вполне предсказуемо. Тем более что со священным правом и обучением иудейским законам после 70 года возникли огромные трудности: Второй Храм был разрушен, передача знаний от учителей к ученикам прервалась, записывать стало гораздо важнее, чем запоминать. Мишна, закрепленная в письменной форме в III веке, и апелляция к ее чрезвычайной древности стали защитной реакцией правоверных иудеев в ответ на угрозу потери национальной идентичности. Иначе и быть не могло.

Мишну собрал и отредактировал видный раввин Иехуда ха-Наси. Он включил в текст Мишны известные ему толкования Торы, правила богослужения в Иерусалимском храме, почерпнутые из трактатов времен существования Второго Храма, толкование доктрин иудаизма, а также судебные прецеденты той эпохи и мнения видных раввинов по вынесенным судебным решениям. Считается, что Иехуда ха-Наси использовал 13 предыдущих редакций Устной Торы.

Неизвестное Шестикнижие

Мишна вобрала в себя все известные установления иудаизма, тематически разделенные на шесть книг - Зраим (Семена), Моэд (Праздники), Нашим (Женщины), Незикин (Ущербы), Кодашим (Святыни), Техарот (Чистота).

В первый раздел вошли законы о земельных отношениях: о неубранной части поля, о взимании десятины, о размере десятины для левитов и бедняков, о доле священников, о запрещенных к приношению в храм продуктах и продуктах с неопределенным статусом, о приношении в храм мучных продуктов, о приношении плодов молодых деревьев и первых плодов. Кроме того, в этот раздел вошел трактат Брахот (Благословения) - о правилах благословений и молитв.

Второй раздел устанавливал правила праздничных богослужений и поведения в праздничные дни: как следует вести себя в субботу, что положено делать на Пасху, на Судный день, на праздник Суккот, на Новый год, на Пурим, в так называемые промежуточные праздники, какие жертвы следует приносить, можно ли их заменять денежным эквивалентом, как и когда соблюдать посты.

Третий раздел касался брачно-семейных отношений - вопросов о брачных контрактах и левиратном браке, о брачных обетах, о свадьбе и разводе, о супружеской измене.

Четвертый раздел занимался вопросами гражданского права и возмещения ущерба: различные виды ущербов и способы урегулирования в обычном праве, законы собственности и правовые традиции, судебные процедуры и применяемые наказания, свидетельские показания и нарушения, которые рассматриваются уголовным правом. В этот раздел был включен сборник изречений выдающихся учителей по вопросам этики и морали.

Пятый раздел занимался вопросами храмового богослужения, в основном жертвоприношениями: каких животных приносить в жертву, как убивать животных для употребления в пищу, как жертвовать первенцев животных, как приносить в жертву птиц, как приносить бескровные жертвы, как делать ежедневные приношения, чем можно заменить положенную жертву, как избегать ошибок при приношении жертвы и тд.

Шестой раздел рассматривал осквернение и очистительные ритуалы: каким образом оскверняются сосуды, какие жидкости оскверняют пищу, как можно осквернить руки, как можно осквернить себя тенью, как можно оскверниться между омовением и заходом солнца, как оскверняют трупы, кожные болезни, телесные выделения, менструации, отдельные части растений, а также как проводить ритуальное омовение и ритуальное очищение, как строить микву.

В составе Талмуда

После Иехуды ха-Наси началась эпоха толкования Мишны. Причем появилось два центра, где осели толкователи - в Тверии (Палестина), куда были изгнаны иерусалимские иудаисты, и в Вавилоне. «Иерусалимские» раввины из Тверии дополнили Мишну Иехуды ха-Наси и включили ее в состав так называемого Иерусалимского Талмуда. А вавилонские толкователи (амораи) создали так называемый Вавилонский Талмуд, в основу которого легло толкование Мишны раввином Аши из города Сура. Именно Аши и его последователи включили в состав комментариев Мишны галахи (религиозные заповеди и нормы права) и аггады (поучения и афоризмы). Эти комментарии к Мишне стали называться Гемарой. Оба варианта Талмуда не идентичны: некоторые положения Мишны Вавилонский Талмуд оставил без трактовок.

В Средние века и Мишна, и весь Талмуд попали под перекрестный огонь ислама и христианства. Сложно сказать, какой из оппонентов был опаснее. Мусульмане всячески запрещали отправления иудаизма и создавали иудаистам значительные финансовые трудности. Христиане же сделали жизнь иудаистов в Европе совершенно невыносимой. Причем европейцам глаза на опасность Мишны открыли перебежчики из иудаистского лагеря. Как любые неофиты, они живописали римским папам все мерзости своей прежней религии, опираясь на выдержки из текста Мишны. Неудивительно, что папа Григорий IX велел богохульные книги собрать и сжечь. С тех пор и повелось, что Талмуд заклеймили «достойной проклятия книгой», от которой исходит всяческое зло. Только с XVI века отношение к талмудистам смягчилось, но в некоторых странах Мишна пребывала под запретом вплоть до XVIII века. И Талмуд продолжали жечь и жечь.

Однако текст Мишны продолжали комментировать и в сложные средневековые времена. До сих пор изучающие Талмуд опираются на комментарии Раши (раввина XI века из Франции), Маймонида (раввина XII века из Кордовы), Овадьи (раввина XV века из Италии). Не прекращалась эта работа и позднее. Огромный вклад в комментирование Мишны внес минский раввин конца XIX века Йерухам Йехуда Лейб Перельман.

Однако не все иудаисты признавали или признают Мишну. Противниками Мишны считаются этнорелигиозная группа самаритян, живущих в современном Израиле, и преемники саддукеев - караимы.

Мишна издается не только в составе Талмуда, но и отдельными книгами.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая